Значение МАНДЕВИЛЛЬ, БЕРНАРД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое МАНДЕВИЛЛЬ, БЕРНАРД

(Bernard de Mandeville, 1670-1733) ? английский писатель, по профессии медик, по происхождению француз. М. написал целый ряд сочинений, частью медицинского содержания, но известностью своей и влиянием обязан исключительно "Басне о пчелах", с приложениями к ней. Эта сатира, заключающая всего 200 стихов, появилась в 1705 или 1706 г. и, путем контрафакции, быстро распространилась в виде копеечного листка, под заглавием "The grumbling hive or Knaves turned honest" (Ропщущий улей, или мошенники, превратившиеся в честных людей). Впоследствии М. дополнил ее комментариями (Remarks), трактатами "Enquiry into the origine of moral virtue", "Search into the nature of society", "Essay on charity a. chanty schools" и 6 диалогами (6-е изд., Л., 1732). М. ? самый последовательный представитель учения об эгоизме, как основной пружине человеческой деятельности. В "Басне о пчелах" он рисует общество, в котором личные пороки членов являются основой процветания целого; как только пчелы, по воле Юпитера, стали честными, они обеднели, и их государство пришло в полный упадок. Мораль басни ? что пороки частных лиц благодетельны для общества (private vices ? public benefits). В этическом и социологическом учении М. опирается на эпикуровское мировоззрение; предшественники М. ? Гассенди, Гоббс, Ларошфуко, Монтень, Бейль. Оригинально у М. лишь приложение эпикуровского естественного права к явлениям хозяйственной жизни. В прибавлениях к "Басне о пчелах" крупное место занимает полемика с этическим оптимизмом Шефтсбери (см.). Эгоизм, по М., есть выражение естественного закона самосохранения, личного или видового. Склонность человека к общественности вытекает исключительно из несоответствия между многообразными потребностями человека и его ограниченными личными силами. Не на добрых свойствах людей покоится общество, а на их нужде, несовершенствах и различии в их стремлениях. "То, что мы на этом свете называем злом, моральным или физическим, есть великое начало, делающее нас общественными существами". Без "зла" общественное развитие остановилось бы. В другом трактате, о "происхождении нравственной добродетели", М., мало заботясь о последовательности, определяет порок как всякое эгоистическое действие во вред обществу, а добродетель ? как всякое действие, не согласное с естественными побуждениями и направленное на благо общества. В основе добродетели М. видит эгоистический мотив, чаще всего ? тщеславие. В руках государственных людей добродетель ? политическое средство для управления обществом: "добродетели ? политические дети, происшедшие от связи между лестью и гордостью". М. ? замечательный юморист: часто очень трудно разобрать, иронизирует ли он или говорит серьезно. Большинство современников и некоторые новейшие писатели считают его просто циником; другие в его глубоко-пессимистическом воззрении на человеческую природу видят любопытный пример теоретического и практического coвпaдeния эпикурейской точки зрения с христианским учением о греховности человеческой природы. И действительно, в полемике с Шефтсбери чувствуется богословская задняя мысль. Ланге видит в М. предшественника новейшего экономического либерализма (манчестерства); но у М. нет ни практического идеализма и гуманности Ад. Смита, ни апологетических тенденций эпигонов класс. пол. экономии. Наоборот, он с поразительно-наивной откровенностью заявляет, что богатство свободной нации обусловливается бедностью и невежеством народной массы; низкую заработную плату и нищету рабочих он считает выгодными для общества; ему чужда вера в спасительность государственного невмешательства. Никто до М. так ярко не выдвинул того положения, что рост потребностей есть основное условие и главный двигатель материальной культуры. А. Смит кое-что заимствовал у М. в учении о разделении труда. Влияние М. было вообще велико; большинство английских моралистов XVIII века считали нужным опровергать его. Берклей посвятил ему 2-й диалог в своем "Minute philosopher", Адам Смит ? главу о "легкомысленных системах" в своей "Теории нравственных чувств". Систематическим и самостоятельным продолжателем этики М. явился Гельвеций.

См. Vorl ander, "Geschichte der philosophischen Moral, Rechts? und Staatslehre d. Engla nder und Franzosen" (Марбург, 1855); Leslie Stephen, "History of english thought in XVIII Century" (т. II, Л., 1880); Fr. Jodl, "Geschichte d. Ethik in d. neueren Philosophie" (т. I, Штуттгардт, 1882; русск. пер. под ред. Вл. Соловьева, М., 1895); W. Hasbach, "Die allgem. philos. Grundlagen der von Quesnay u. Smith begr u ndeten pol. Oekonomie" (Лпц., 1890); его же, "Larochefoucault und Maudeville" (в " Schmollers Jahrbuch fur Volkswirtschaft". XIV, 1890).

П. Струве.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.