песиглавцы , песиголовцы (греч. кинокефалы) ? мифический народ, люди с собачьими головами. Рассказы о них встречаются как у древних народов, так и в средние века. Древние помещали народ кинокефалов то в Индии, то в Африке. Индийские П. главы изображаются чем-то средним между человеком и обезьяной: они живут охотой и держат стада, питаясь молоком и вяленым мясом; выменивают у индийцев оружие на янтарь и знают выделку пурпура; понимая индийский язык, не умеют говорить, а воют и лают как собаки и объясняются знаками; у них клыки больше собачьих, когти длинные и острые и большие пушистые хвосты. Сведения об индийских кинокефалах находятся у классических писателей Ктезия, Элиана, Плиния, Авла Геллия. Такое же колебание между образом человека и обезьяны представляют предания об африканских кинокефалах, которых древние писатели (Геродот, Диодор Сицилийский, Элиан, Страбон, Лукиан и др.) указывают то в Ливии, то в Эфиопии. По Плинию, "gens Menisminorum" в Эфиопии держала стада кинокефалов, питаясь их молоком; у Элиана они описываются черными, волосатыми, с головой и зубами собаки и острыми когтями. При Птолемеях упоминаются ученые кинокефалы, пляшущие и играющие на флейте и т. п. В египетском культе кинокефалы играют значительную роль: они посвящены Луне, являясь ее символом; их почитают в Гермополе, где найдены их мумии; они посвящены Гермию-Тоту, который изображался кинокефалом; в изображениях посмертного суда над покойником кинокефал управляет весами. В греко-латинскую пору Анубис заменил свою шакалью голову головой собаки, с которой является в изображениях погребения и смертного суда: изображения греческой эпохи представляют его кинокефалом с месяцем или двумя звездами над головой. Средневековые писатели часто упоминають о П. главах, причем под влиянием созвучия слов canineus (собачий) и Chananeus (ханаанский) они иногда называются хананеями. По рассказу Павла Дьякона, лангобарды верили в существование этих чудовищ и во время войны с ассипитами (или усипетами) успели убедить своих врагов, что П. главы предложили свою помощь лангобардам. Было предание, что П. главы происходят от амазонок, которые жили на Балтийском море и рожали их от каких-то чудовищ; это предание напоминает рассказы о гуннах, происшедших будто бы от готских вещих жен и леших. В средневековых сказаниях об Александре Македонском упоминается о встрече им народа П. глав. Позднейшие путешественники (Мандевилль) также упоминают о народах с П. головами. Существовало также много преданий о происхождении того или другого племени от сношения женщин с собаками: так рассказывает Камоэнс ("Os Lusiadas", X, 122) о жителях Печу, таково предание о народе айно у японцев (происхождение последнего предания объясняется, вероятно, особенностями типа айносов: лицо плоское, четырехугольное, с выступающими скулами и складкой, спадающей на верхнюю губу, растительность волос на груди и спине необычайная; они держат в большом почете собаку и почти боготворят ее). Предание о П. главах доселе еще живо среди некоторых народов; например, у эстонцев есть поверье о людях с собачьими мордами (Koeva Koonlassed), высасывающих кровь у людей; по другим сведениям, эти чудовища живут на краю света и не дают морякам высадиться там ("Inland", 1837, ¦¦ 2 и 8). Название П. голов до сих пор еще встречается в народных преданиях и сказках Южной Руси. Некоторые малорусские сказки о П. главах подходят к типу сказок о Лихе одноглазом или о Полифеме. Древние предания о кинокефалах оказали несомненное влияние на составление жития св. мученика Христофора, который, по сказанию, происходил из рода кинокефалов-людоедов и на иконах бывал изображаем с "песьей главой". Это же влияние сказалось и на наших древних изображениях Страшного Суда, на которых в числе прочих народов изображены П. главы; последние, впрочем, могли означать собой и народы Гога и Магога, которые иногда со своими грозными полчищами изображались с собачьими головами. Ср. "Очерки" Буслаева (II, 146?147), статьи академика Веселовского в "Журнале Мин. нар. просв." (1885, CCXLI, октябрь, 169?209) и в "Сборнике Акад. наук" (1888 и отдельно), в его же книге "Из истории романа и повести", при XII главе; Чубинский, "Труды" (II, 85); Ястребов, "Материалы по этнографии" (80); "Zbiò r Wiadomosci" (IX, 87); Гринченко, "Этнографические материалы" I, ¦ 2, и II, ¦ 4, с указанием на другие малорусские сборники сказок, где встречаются песиголовцы). Монгольский вариант ? в IV т. "Очерков Сев.-Зап. Монголии", Потанина (стр. 322?323).
Значение ПЕСЬИ ГЛАВЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПЕСЬИ ГЛАВЫ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012