(Герман Lotze, 1817-1881) ? немецкий философ. Изучал и преподавал сначала медицину, но вскоре увлекся философией и в 1844 г., после смерти Гербарта, был приглашен на философскую кафедру в Геттинген. Главнейшие сочинения Л., не считая лекций, изданных его слушателями: "Metaphysik" (Лпц., 1841), "Allgemeine Pathologie und Therapie als mechanische Naturwissenschaften" (там же, 1842), "Logik" (там же, 1843), " A llgemeine Physiologie des korperlichen Lebens" (там же, 1851), "Medicinische Psychologie oder Physiologie der Seele" (там же, 1852; этот труд и до настоящего времени не утратил своего интереса), "Streitschriften" (там же, 1857), "Geschichte der Aesthetik i n Deutschland" (Мюнхен, 1868), "System der Philosophie" (логика и метафизика, Лпц., 1874-79), "Mikrokosmus" (Лейпциг, 1856-64; это богатое мыслями и увлекательно написанное сочинение переведено, очень тяжелым языком, Е. Коршем, М., 1870), "Kleine Schrifte n " (Лпц., 1885-1886). Система Л. представляет своеобразное сочетание элементов идеализма и реализма, но именно в силу своего примирительного характера лишена яркости и отчетливости и не могла приобрести обширный круг приверженцев. По мнению Л., механизм царит всецело не только в неорганической, но и в органической области ? и все-таки ему надо при выработке миросозерцания отвести только второстепенное значение. В основе всех вещей лежит бесконечная субстанция. Только в том случае, если отдельные вещи не плавают разрозненно в какой-то пустоте, только если все они, являясь конечными единицами, в то же время оказываются частями единой, всеобъемлющей бесконечной субстанции ? только тогда и возможно их взаимодействие. Вслед за Лейбницем Л. считает неизбежным допустить духовность всего реального, духовные монады. Из внутренних состояний этих существ вытекают, по незыблемым законам, механические движения. Пространство и время нельзя понимать ни как вещи, ни как свойства вещей, ни как факты, а только как отношения; они не предшествуют в виде уже готовых пустых форм реальности, впоследствии как бы вставляемой в эти рамки, но представляют отношения, в которых прежде бывшие взаимодействия являются для понимания самых элементов, находящихся во взаимодействии. На подобном же взаимодействии основывается и познание, в котором вещи и события отражаются не так, как они есть, а только как они являются. Содержание и значение нравственных идей, подобно теоретическим истинам, не зависит от опыта, который дает только повод к их развитию. Нравственная оценка наших действий может опираться только на сознание безусловно обязательных идеалов, осуществление которых настоятельно требуется от нас при всех обстоятельствах. Эту обязательность нравственных заповедей легко объяснить предположением, что, исполняя их, мы содействуем мировой цели, заключающейся в созидании безусловно ценного блага. См. Pfleiderer, "Lotze's philosophische Weltauschauung nach ihren Grundz u gen" (Берлин, 1882); O. Caspari, "Lotze in seiner Stellung zu der durch Kant begrundeten Geschichte der Philosophie" (Бреславль, 1883); А. А. Козлов, "Современные направления в философии" ("Загр. вест.", 1881, т. I); Я. Озе, "Проективизм и персонализм в метафизике Лотце" ("Ученые зап. Юрьевского унив.", 1893 и сл., еще не окончено).
Я. К.