(от греч. monas, родительный падеж monаdos - единица, единое), понятие, используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философии это понятие в качестве исходного мирообъясняющего принципа было впервые введено пифагореизмом , видевшим в числе и пропорции первооснову вещей. От пифагорейцев понятие М. перешло к Платону (диалог 'Филеб'), а от Платона - в неоплатонизм , где получило пантеистическое истолкование как Первоединое, раскрывающее и воспроизводящее себя во множестве вещей посредством эманации .
В философию нового времени понятие М. вошло в пантеистической интерпретации Николая Кузанского и Дж. Бруно . У Бруно М. отражают бесконечную вселенную в соответствии с принципом единства микрокосма и макрокосма. В 17 в. понятие М. играет существенную роль в философии испанского схоласта Ф. Суареса, английского платоника Генри Мора, немецкого натурфилософа Ф. М. Гельмонта. Оно становится ключевым понятием всей философской системы у Г. Лейбница , разработавшего специальное учение о М. - 'монадологию'. По определению Лейбница, М. - это первичная простая (неделимая) активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир. Монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии . Духовная природа М. исключает их взаимодействие, поэтому гармония между ними сводится к предустановленной богом согласованности. Будучи классическим учением объективного идеализма, 'монадология' Лейбница сыграла в то же время важную роль в распространении динамического, диалектического взгляда на природу. В ней содержались такие идеи, как принцип всеобщей взаимосвязи вещей, принцип единообразия законов природы, принцип сохранения, идея всеобщей изменчивости и саморазвития и др. После Лейбница понятие М. разрабатывалось в духе идеалистического рационализма школой Х. Вольфа . В 19 в. идеи монадологии имели отзвук в воззрениях немецких философов И. Гербарта , Г. Лотце и др., в 20 в. - в философии Э. Гуссерля (Германия), А. Уайтхеда (Великобритания), Р. Хёнигсвальда (Германия - США). Монадологический подход лег в основу философских взглядов ряда представителей персонализма (Ш. Ренувье, Х. Карр, Дж. Мак-Таггарт и др.).
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 67-76; Cramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954; Heimsoeth H., Atom, Seele, Monade..., Mainz, 1960; Horn J. Chr., Monade und Begriff, W. - Munch., 1965.
Г. Г. Майоров.