Значение ТЕЙХМЮЛЛЕР ГУСТАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТЕЙХМЮЛЛЕР ГУСТАВ

http-equiv"Default-Style" content"encstyle">

Тейхмюллер Густав

Тейхмюллер (Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг, - 22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Ученик Ф. А. Трендсленбурга. Профессор в Гёттингене (1867), Базеле (1868) и с 1871 в Дерпте (Тарту). Философские взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Г. Лейбница через посредство Р. Г. Лотце и И. Ф. Гербарта . В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христианского персонализма , противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиционному платонизму. По Т., сущность бытия - личное 'субстанциальное Я', открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистической телеологии выступал против дарвинизма обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значительная часть работ Т. посвящена истории философских понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше . в России на А. А. Козлова , Е. А. Боброва и др.

Соч.: Aristotelische Forschungen, Bd 1-3, Nachdruck, Aalen, 1964; Studien zur Geschichte der Begriffe, Nachdruck, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1-3, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Die wirkliche und die scheinbare Welt, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; в рус. пер. - Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души..., Юрьев 1895.

Лит.: Козлов А., Г. Теихмюллер, 'Вопросы философии и психологии', 1894, кн. 24-25; Szyikarsky W., Teichmullers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938; Tennmann E., Gustav Teichmullers Philosophic des Christentums, Tartu 1931.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.