? известный расколоучитель. Священник г. Романова, Л. занимался в Москве при патриархе Иосифе исправлением церковно-богослужебных книг, а Никоном был устранен от этого дела. Будучи прекрасным начетчиком, Л., по словам Семена Денисова ("Виноград Российский"), "начал свободным языком проповедовать древне-церковное благочестие и изобличать Никонова новшества", за что был сослан в Тобольск. Оттуда, незадолго до приезда вост. патриархов, его вновь потребовали в Москву. Около этого времени он составил свою "Челобитную" царю Алексею Михайловичу, переданную в 1666 г. собору, который ее осудил, а Л. предал в 1667 г. анафеме, не согласившись, как он предлагал, ввергнуть его в огонь и признать, если он останется невредим, правоту старых книг. Л. не переставал обличать новшества и после анафемы, почему ему обрезали язык. Затем он был сослан в Пустозерский острог. Здесь он написал два сочинения: "Щит православия" (1675) и "Духовное дело святейшего патриарха". Ему отсекли язык до самого основания и правую руку. Наконец, Л. был сожжен, вместе с Аввакумом, Федором и Епифанием в 1681 году. Сочинения Л. указывают на сравнительно немалую эрудицию автора и отличаются от сочинений Аввакума и Авраамия большей сдержанностью и терпимостью. Главная их черта ? мистицизм. Ср. Александр Б., "Описание некот. соч., написанных рус. раскольниками" (1874); M. Юркевич, "Поп Лазарь-расколоучитель" ("Кишинев. Епарх. Вед." 1874, ¦ 21).
Значение ЛАЗАРЬ, РАСКОЛОУЧИТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ЛАЗАРЬ, РАСКОЛОУЧИТЕЛЬ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012