Значение слова КТЕСИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КТЕСИЯ

(???????) ? сын Ктесиоха, греческий историк, уроженец дорийского Книда, из рода Асклепиадов, современник Геродота, Гиппократа, Ксенофонта; писал по-ионийски; состоял врачом при дворе персидской царицы Парисатиды в течение 17 лет (415-398 г. до Р. Х.); после сражения при Кунаксе (401) излечил Артаксеркса от раны; остаток жизни провел в родном городе или в Спарте. Сочинения К.: "Персия", "Индия", "О реках", "О горах", "Плавание вокруг Азии". Замечательнейшее из них ? "Персия" (???????), в 23 книгах, из которых первые шесть содержали в себе историю Ассирии и Мидии, следующие семь ? историю Персии от Кира до смерти Ксеркса, последние десять ? дальнейшую историю Персии до 398 г., когда К. покинул персидский двор. Пребыванием в Сузах К. воспользовался для ознакомления с персидским языком, с персидскими источниками, устными и письменными, официальными и частными и сообщил грекам множество сведений о странах дальнего Востока, о персидском царстве и о греко-персидских войнах. Одним из мотивов к составлению "Персии" было, по словам самого автора, желание исправить показания Геродота, которого он часто изобличает во лжи и называет баснописцем. Из перс. царских летописей (????????? ????????, ?????????) К. заимствовал легендарные известия и романические рассказы о древнейших временах Ассирии, объединяемых именами Нина, Семирамиды и Сарданапала. Достоверность этой части "Персии", известной нам из Диодора, весьма невелика. Во многом показания К. менее благоприятны для варваров, нежели Геродотовские. Он одинаково с Геродотом говорит о поражениях варваров при Марафоне, Фермопилах, Платеях и Саламине, о бегстве Ксеркса и т. п. Весьма заметно расположение автора к Спарте и ее героям, каковы, например, Леонид, Клеарх. Из афинских военачальников более других прославлены им Мильтиад, Фемистокл, Аристид; но торжество над варварами изображается как дело всех эллинов, а не одних афинян, на чем настаивает Геродот. Многим известиям К. по истории Персии и греко-персидских отношений должно быть отдано предпочтение перед Геродотовскими. Но К. еще больше, чем Геродот, склонен был украшать историю занимательными рассказами, хотя бы и самыми неправдоподобными. Большой простор этой своей наклонности дал К. в сочинении об Индии; оно же главным образом подавало повод позднейшим критикам ? Арриану, Аристотелю, Лукиану, Страбону ? к обличительным отзывам о К. Правда, многие рассказы К. об Индии нашли себе подтверждение в известиях позднейших путешественников: но рядом с ними есть и самые невероятные сообщения. К. не довольствуется рассказами о небывалых животных; он всячески силится уверить читателя, что этих животных он видел сам или говорит о них со слов очевидцев. В Индии К. не был и писал о ней по рассказам пограничных с Индией персов. "Персия" и "Индия" дошли до нас в так наз. извлечении патриарха Фотия (biblioth. cod. 72), а также в изложении и цитатах Диодора (II кн.), Страбона, Афенея, Плутарха (Artaxerxes) и др. Отрывки с объяснениями: "С. Cnidii operum reliquiae" изд. F. B a hr (Фрейб. 1824) и, в виде дополнения к Геродоту, Дидо (П. 1858); "С., the frr. of the Persika". ed. by I. Gilmore (Л. 1888); Fr. Spiegel, "Ausland" (1877).

Ф . Мищенко.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.