Значение слова ЛИКУРГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЛИКУРГ

Ликург (LukourgoV). - Политическое устройство, господствовавшее вСпарте в течение нескольких веков, древние писатели единогласноприписывают законодателю Л., но относительно жизни и деятельности егосообщают самые разноречивые сведения. Все сходятся в том, что Л. был изцарского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанскихцарей, а также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относитЛ. ко времени Гераклидов, т. е. ко времени водворения дорян в Лаконии.По Геродоту, Л. дал законы в царствование своего племянника Леобота илиЛабота, 4-го царя из дома Алиадов; следовательно, Л. был младшим сыном2-го царя из этого дома, Агиса, и внуком Еврисеена, т. е. жил в конце XIили в начале Х в. По Павзанию, законодательство Л. относится кцарствованию Агезилая, внука Лабота. Большинство древних писателейотносило Л. к другому царскому роду, Еврипонтидов. Поэт Симонид называетего сыном 4-го царя из этого дома, Притана, и братом царя Евнома. Болеераспространенное, по словам Плутарха, предание считало его сыном Евнома;по другим источникам он является дядей Евнома или его внуком. Изразнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому,пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскимихронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчету началодеятельности Л. относилось к 884 г. до Р. Хр. По Геродоту, Л. издалзаконы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своегостаршего брата сделался, за малолетством его сына Лабота, правителемгосударства. По рассказам Плутарха. Л., преследуемый матерью малолетнегоцаря Харилая, решил, до достижения Харилаем совершеннолетия, покинутьродину и отправился путешествовать, прежде всего в Крит, где он изучилгосударств. устройство, перенесенное им в Спарту. Из Ионии Л. впервыевывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим даже виделся - с Гомером).Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица еще усилились,и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Л. задумализменить государственное устройство. Для этого он предварительно получилсогласие дельфийского прорицалища, затем заручился содействиемвлиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь.Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможностьпровести свои законы. Желая, затем, чтобы данное им государственноеустройство оставалось на веки неизменным, Л. отправился в Дельфы,клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, покаон не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполнеудачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будетоставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам,чтобы не освобождать сограждан от данной им клятвы, уморил себя голодом.Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Л. всепредписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Изпредшествовавшего государственного строя Л. сохранил только власть двухцарей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин(gerousia), обсуждавшим и решавшим все дела; ежемесячное народноесобрание (apella) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее правотолько принимать или отвергать решения герусии, а также избиравшеегеронтов и других должностных лиц. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров,имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V в.пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словамГеродота, возводили к Л., тогда как остальные авторы относили его кболее позднему времени. По общему мнению древних, Л. ввел в общественнуюжизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах,являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (jiditia) исуровую дисциплину в воспитании юношества. Ему же приписывалисьразличные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой исеребряной монеты, которое, однако, не могло иметь места в IX в., таккак серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII в., азолотая - еще позднее. Еще менее основательно мнение древних, будто Л.разделил всю Лаконику на 39000 равных участков: 9000 для спартиатов и30000 для периойков. Спартанцам тогда не принадлежала еще значительнаячасть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить вто время такого количества участков. Мера эта, очевидно, была приписанаЛ. лишь тогда, когда в III в. цари Агис IV и Клеомен III задумалипроизвести подобный раздел. Л., по словам Плутарха, запретил спартанцамиметь писанные законы: его законы были формулированы в виде краткихизречений, ретр (rhtrai), и заучивались наизусть. Одну из таких ретрсохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройствоСпарты, сводимое к одному Л., на самом деле образовалось путемпостепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодательявляется для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемымустроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, еще Гелланик,старший современник Фукидида, который, говоря о спартанскомгосударственном устройстве, совсем не упоминает о Л.; не упоминает о неми Фукидид. Обыкновенно полагают, что Л., хотя и пользовавшийся божескимипочестями - все же наполовину историческое лицо, деяния которого впредании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего онмало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Л. - забытое,очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранительправа и законности в государственной и общественной жизни. Когда вдругих греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и вСпарте бог-охранитель законов окончательно был низведен вчеловека-законодателя. Что Л. был первоначально богом, этоподтверждается тем, что героев (т. е. забытых богов) и божеств с этим жеи сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикойстранах - напр. Л., сын Алея, мифический царь аркадян; Л., сын Ферета,мифич. царь Немеи; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимовцелого ряда городов Аркадии. Л., царь фракийских эдонян, ярый противникДиониса и его исступленных спутниц, Мэнад, по всей вероятности такжеоднороден с древним лаконским и аркадским божеством (тожественным, можетбыть, с Наном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Такимобразом может быть разъяснена и связь между законами Л. и дельфийскимсвятилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория(LucwreioV), властвовавшего над Парнассом (носившим тоже названиеLucwreion), соседним с древней родиной спартанцев, Доридой, также какнад горой Lucaion, в соседстве с их новой родиной. Ср. Gilbert, "Sludienzur Altspartanischen Geschichte" (1872); Gelzer, в "Rhein. Museum f.Philol." (за 1873); Rohde, в "Rhein. Mus." (за 1881); H. Stein, "Kritikder Ueberlieferung uber Lykurg" (1884); Wilamowitz-Mollendorff, "Philol.Untersuchungen" (VII, 1884): Winicker, "Stand der lykurg. Frage" (1884);Bazin, "De Lycurgo" (1885); E. Meyer, в "Rhein. Mus." (1886 - 87);Busson, "Lycurgos and die grosse Rhetra" (1887). Р. Лепер.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.