? один из учеников свв. Кирилла и Мефодия, сначала пресвитер, потом епископ, деятель века царя Симеона (893?927), который был золотым веком болгарской письменности. В 894 г. К. составил Учительное Евангелие ? сборник извлечений и сокращений из бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др. на воскресные евангельские чтения, расположенные в богослужебно-годовом порядке недель, начиная с недели Пасхи и кончая неделей Ваий. При составлении этого сборника К. воспользовался уже готовыми греческими сокращениями, которые переводил дословно. Самостоятельным трудом К. являются вступления и заключения, сопровождающие каждую беседу, 42-я беседа, которая потому в рукописях и надписывается прямо именем К. пресвитера, предисловие к "Учительному Евангелию" и предшествующая ему стихотворная "азбучная молитва", говорящая, между прочим, о крещении славянского племени и представляющая собой первый в славянской письменности памятник искусственной поэзии. После бесед следуют в синодальной рукописи "сказание церковное" (объяснение церковного устройства и литургии по патриарху Герману) и "историкии" (хронологическая статья), которые также приписываются К. В нашей научной литературе имя К. впервые стало известно в 1820-х годах, благодаря Калайдовичу. В 1836 г. Ундольский кратко описал открытую им в синодальной библиотеке рукопись Учительного Евангелия, относящуюся к XIII в.; подробное исследование этой рукописи принадлежит Горскому и Невоструеву, во II томе их "Описания рукописей московс. синодальной библиотеки". Впоследствии Гильфердинг, во время путешествия своего по юго-слав. землям, открыл в сербском Дечанском м-ре рукопись Учительного Евангелия, помеченную 1286 г.; описание этой рукописи, хранящейся в Имп. публичной библиотеке в СПб., главным образом с точки зрения филологической, принадлежит И. В. Ягичу ("Opisi i izvodi iz nekoliko juznoslovenskih rukopisa", Загреб, 1873; также в загребском журнале "Starine" за 1873 г.). По этим двум спискам архим. Антоний (ныне архиеп. финляндский), в сочинении своем: "Из истории древнеболгарской церковной проповеди. К. епископ болгарский и его Учительное Евангелие" (Казань, 1885; в несколько дополненном виде монография эта вошла в книгу того же автора: "Из истории христианской проповеди", СПб. 1892), издал некоторые беседы К., параллельно с подлинным текстом греческих сокращений отеческих толкований по изданию Крамера: "Catenae graecorum patrum i n Nov. Testam." (Oxonii, 1844). Наконец, в 1890 г. А. Михайлов ("К вопросу об Учительном Евангелии К., епископа болгарского", М., 1894) открыл в венской придворной библиотеке новый (сербский) список XIV в. Русские более поздние списки Учительного Евангелия сохранились в большом количестве.
Значение КОНСТАНТИН БОЛГАРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое КОНСТАНТИН БОЛГАРСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012