Значение АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АВРААМИЙ БОЛГАРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (+ 1229 ), мученик .

Память 1 апреля в день кончины, 9 марта в день 1-го перенесения мощей, в Неделю о расслабленном в день 2-го перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых

Летописец говорит о нем что он был «иного языка, не русского» - вероятно Авраамий происходил из камских болгар и воспитывался в исламе . Он был добр и милостив к бедным и, когда Господь просветил его Светом разума, принял Христианство . Будучи богатым купцом, он прибыл по торговым делам в город Булгар , в низовьях Волги, где стал проповедовать соотечественникам об Истинном Боге. Его схватили и принуждали отказаться от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании. Мученика долго жестоко истязали, но он перенес все с несокрушимым терпением. 1 апреля 1229 года святого мученика Авраамия четвертовали, а затем усекли честную главу.

Почитание

Жившие в городе русские христиане похоронили останки святого на христианском кладбище. Вскоре, в наказание за кровь мученика Христова, город Булгар сгорел.

Великий князь Владимирский, святой Георгий Всеволодович , повелел перенести тело святого мученика во Владимир . Как сообщает летопись, благочестивый князь Георгий, епископ Владимирский Митрофан с игуменами, княгинями и всеми людьми далеко за городом с великой честью встречали святые мощи, принесенные во Владимирский Успенский Княгинин монастырь и положенные в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы [1] , где от них начали совершаться многочисленные чудотворения. Лаврентьевская летопись сообщает, что перенесение мощей произошло 9 марта 1230 года [2] .

Время местной канонизации святого Авраамия неизвестно. Вполне вероятно что местное празднование памяти мученика началось сразу после принесения его мощей во Владимир [3] , тогда как основные сведения о святом содержатся в летописях и в литературных памятниках XVII века. К тому времени он особо чтился во Владимире, именовался великомучеником , его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В середине XVII века во Владимире, среди других писаний посвященных местно почитаемым святым, было составлено «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» [4] . Кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого - так, в рукописи XVII - XVIII века [5] имеется указание на 6 чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 году в Княгинином монастыре было написано или переписано житие святого [6] .

Самое раннее из известных изображений святого датируется серединой XVII века. В описи Княгинина монастыря 1665 года говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» [7] . Сводный иконописный подлинник XVIII века описывает иконографию мученика Авраамия так: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» [8] .

11 мая 1711 года, в Неделю о расслабленном , мощи мученика Авраамия были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением святого поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с северной стороны, где она находилась до начала XX века. С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин монастырь на поклонение святому мученику стекалось огромное число людей, а в 1785 году в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин монастырь. В 1806 году для мощей была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому.

С середины XIX века память святого Авраамия стала особо почитаться в Казани . В 1873 году, по просьбе архиепископа Казанского Антония , известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона мученика с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора . В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен святому с акафистом , икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиепископа Антония было составлено и издано краткое житие святого на чувашском и татарском языках [9] . В 1899 году было опубликовано следующее распоряжение по епархии: «Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия , Варсонофия и Германа , Казанских чудотворцев» [10] .

Авраамий Болгарский особо почитался также в селе Болгары , расположенном на месте древнего Булгара. В 1878 году епископ Владимирский Феогност (Лебедев) прислал туда икону святого с частицей его мощей. В 1892 году Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в которой мощи святого почивали до 1806 года, и поставить ее в Успенской церкви Болгар в приделе во имя Авраамия Болгарского. Торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 года, на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

В 1919 году мощи святого подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Перед изъятием мощей настоятельница монастыря Олимпиада (Медведева) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира и в 1992 году эта уцелевшая частица была передана епископу Владимирскому Евлогию . В 1993 году Княгинин монастырь был возобновлен и 10 апреля того года состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в возражденный монастырь; крестный ход возглавил владыка Евлогий, который перенес ковчежец с частицей мощей мученика Авраамия в обитель. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина монастыря, на солее, напротив северо-западного столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика конца XIX века работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игумении Олимпиаде и до открытия монастыря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг обители с частицей мощей святого.

Источники

ПСРЛ., т. 1, 452-453; т. 21, 261.

Филимонов, Иконописный подлинник .

Кавелин, Л., "Святой Авраамий Болгарский, мученик", Маяк , 1844, т. 13, 103-106.

Литература

Яцимирский, А. И., Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина , Москва, 1896, вып. 1, 174.

Голубинский, Канонизация святых .

Малов, Е. А., прот., Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах , Казань, 1908.

Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания , Санкт-Петербург, 1876.

Иоасаф (Гапонов), иером., Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей , Владимир, 1857.

Порфирий (Виноградов), архим., Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре , Владимир, 1903.

700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.) , Владимир, 1900, 2-3.

Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире , Москва, 1900.

Попов, А., Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода: История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения , Казань, 1903, 285-289.

Использованные материалы

Журавский, А. В., Романова, А. А., "Авраамий [Аврамий] Болгарский", Православная Энциклопедия :

http://www.pravenc.ru/text/62936.html

http://www.jmp.ru/svyat/apr01.htm

[1] Кавелин, 104.

[2] Этот же день указан в святцах Симона (Азарьина) 1650-х годов (РГБ. МДА. № 201. Л. 312об.-313). В более поздних источниках указано 9 марта 1231 года (Житие Авраамия Болгарского 1798 года, опубликованное Л. Кавелиным); или 1229 года (святцы из РНБ. Погод. № 637. Л. 326об., 3-я четв. XVII в.).

[3] Таково мнение Голубинского, Е. Е., 62). Однако сведения о почитании Авраамия Болгарского в рукописных святцах встречаются не ранее XVII века. Древнейший источник, сообщающий об Авраамии Болгарском - Лаврентьевская летопись [[XIV в.; ПСРЛ, т. 1, стб. 452-453.

[4] ГИМ. Вахр. № 450, XVII в.; ГИМ. Щук. № 116, 1762 г.

[5] «Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» - РНБ. СПбДА. № 424. 1. Л. 41-45.

[6] к началу XX века список был утрачен.

[7] Малов, 4

[8] Филимонов, 50

[9] Добролюбов, А. И., ред. Н. И. Золотницкого, Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка , Казань, 1879, 5-7, 28-32.

[10] Известия по Казанской епархии , 1899, № 9, 383-387.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.