Кама (K â ma), или Камадева (Kâ madeva) ? божество индийской мифологии. Название К. значит желание, любовь. Камадева, бог любви, соответствует греческому Эросу. В ведийскую эпоху К. еще не носит того конкретного образа, в котором является позднее. В космогоническом философском гимне Ригведы К., т. е. желание, проявившееся в первородном Едином, предшествовавшем видимому миру, является связью между бытием и небытием. Аналогичные представления об Эросе как виновнике мира, как древнейшем из божеств, были у греков (у Гесиода, Парменида). Еще в ведийском периоде К. иногда называется высшим из богов, первородным, отождествляется с богом Агни или восседает с Агни и Индрой на одной колеснице. В то же время в заклинательных гимнах К. является иногда и как божество чувственной любви, каким он известен в легендах и поэтических произведениях классического периода индийской литературы. По брахманическим легендам, К. был сыном бога Вишну от Лакшми. По одному сказанию, он развился в сердце верховного бога Брахмы и вышел из него сначала в виде прекрасной девушки, в которую сам Брахма влюбился. Обычное представление индийцев придает К. вид прекрасного юноши, вооруженного луком и пятью стрелами, откуда и его эпитет пятистрелный. Лук К. ? из цветов, тетива ? из пчел. Каждая стрела, попадая в сердца людей, вызывает различные последствия любовного чувства. Иногда К. изображается едущим верхом на попугае; иногда он окружен нимфами (апсарасами), из которых одна несет его знамя ? рыбу на красном поле. Легенды рассказывают, что однажды К. покусился пустить стрелу в сердце бога Шивы, чтобы привлечь его к Парвати, но разгневанный бог превратил К. в пепел. Впоследствии, смиловавшись над ним, он позволил его душе возродиться в теле Прадьюмна, сына Кршны от Рукмини. Культ К. тесно связан в Индии с культом бога Вишну и был широко распространен в средние века. Празднество К., совпадающее с празднеством весны (vasanta), составляет любимую тему драматической поэзии.
Вс. М.