Значение слова ИОНЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ИОНЯНЕ

? одно из четырех главных племен греческого народа, по традиции, формулированной уже Гесиодом. Племена, эти ? доряне, эоляне, ахейцы и ионяне ? производились от сыновей Эллина (см.), Дора и Эола, и сыновей третьего их брата, Ксуфа ? Ахея и Иона (см.). В историческом развитии эоляне и ахеяне стушевываются перед дорянами и И., которые являются главными носителями греческой культуры. К такому же результату приходит и современная лингвистика, признающая самостоятельное развитие только за дорийскими и ионийскими диалектами, диалекты же прочих племен, относившихся прежде к числу эолийских или ахейских, считающие несамостоятельными и обличающими близость к одной из двух упомянутых главных групп, или смешение их признаков. По преданию, наиболее распространенному благодаря авторитету Геродота, но вряд ли особенно древнему, И. первоначально жили по сев. побережью Пелопоннеса, в исторической Ахайе (гомеровский каталог кораблей причисляет эту область к владениям Агамемнона, под именем Эгалея, и не упоминает здесь И.). Отсюда они были вытеснены ахейцами, в свою очередь сдвинутыми из своих первоначальных областей переселившимися в Пелопоннес дорянами. И. переселились в Аттику. Отсюда, через два поколения, И. переселились в Малую Азию, под предводительством сыновей Кодра, не пожелавших оставаться в Аттике после уменьшения значения царской власти. Как на доказательство того, что первоначальной родиной И. была пелопонесская Ахайя, Геродот указывает на то, что в обеих областях было по 12 городов (в малоазиатской Ионии: Фокея, Клазомены, Эрифры, Теос, Лебед, Колофон, Ефес, Приина, Миунт, Милет, и на о-вах: Самос и Хиос). Кроме того, и там, и здесь почитался Посейдон Геликонский (впрочем, в тожественности культов Посейдона в Ахайе и Ионии существуют некоторые сомнения). Общее мнение древности, однако, как бы позабыло о происхождении И. из пелопонесского Эгалея и считало их непосредственно колонистами афинян, причем главным доказательством тесной связи Аттики и Ионии были тожественные филы Гелеонтов, Оплитов, Эгикореев и Аргадеев, производившиеся от сыновей Иона. Население Ионии в историческое время не отличалось чистотой крови и представляло из себя пеструю смесь различных элементов, что и дает право, вместе с Геродотом и другими древними, отличать собственно И. ? продукта этого смешения, от афинян, гордившихся своим древним пеласгическим происхождением. В смешанную национальность И., кроме собственных И., входили абанты из Евбеи, минийцы, кадмейцы, дриопы, фокейцы, молоссы, аркадские пеласги и эпидаврийские доряне. Да и сами И., выселившиеся из Афин, по словам Геродота, прибыли в М. Азию без жен и взяли себе здесь в супружество карийских женщин. Знатные и династические роды в Ионийских городах вели свое происхождение от Нелея, древнейшего царя мессенского Пилоса, сыном которого был гомеровский Нестор. Предание приводит этих нелидов (к которым принадлежал и Кодр) также сначала в Афины, где они достигают, в лице Меланфа, царской власти. Но сами И. производили своих нелидов непосредственно из Пилоса. Может быть, Кодр лишь впоследствии вплетен в их генеалогию. Этнографическая пестрота населения Ионии находит себе выражение и в том, что, наряду с исконными ионийскими филами, в ионийских городах находятся еще другие, в особенности филы Ворейцев и Инопов. В Ефесе, в котором состав населения был особенно пестр, И. составляли всего лишь одну филу, Ефесцев, подразделениями которой были древние ионийские филы. О том, что и Пелопоннес дал часть, и довольно значительную, этого населения Ионии, свидетельствует руководящая роль Аргоса и Микен в эпосе, продукте чисто ионийском, и культ Геры на Самосе. Различные данные указывают на глубокую древность поселения И. в Малой Азии. Азиаты, с весьма ранних пор сталкивавшиеся с И., называют их именем всех греков. Jawan у евреев (Быт. X, 2) и Yaun â у персов доказывают, что знакомство азиатов с И. состоялось еще в эпоху существования дигаммы в ионийском наречии. Из новейших ученых Э. Курциус выставил гипотезу об автохтонстве И. в Азии, откуда они с незапамятных времен переселились, по его мнению, через острова Архипелага в Аттику ("Die Joiner vor der ionischen Wanderung", Берл., 1855); он держится ее во всех изданиях своей "Истории Греции". Гипотеза эта была подвергнута весьма строгой критике уже Гутшмидом ("Beitr a ge zur Gesch. d. alt. Orients", Лпц., 1856) и вслед за ним была единодушно отстранена, пока А. Гольм не воскресил ее снова в своей "Geschichte Griechenlands" (I, 86, Берл., 1886). Теперь, однако, гипотеза может считаться устраненной, в особенности после веских возражений Э. Мейера ("Gesch. des Altertums" II, ¬¬ 155?160, Штутг., 1893), который указывает, между прочим, на то обстоятельство, что города И. тянулись вдоль морского берега, вовсе не проникая вглубь страны, как и всегда было с греческими колониями; это служит лучшим доказательством того, что они пришли с моря. У самих ионийцев всегда жило сознание того, что они колонисты, а не туземцы. Самое распространение И. по Кикладам и побережью Малой Азии Э. Мейер считает долгим и сложным процессом, закончившимся в так наз. Микенскую эпоху. Курциус возражал Мейеру в статье: "Wie die Athener J. wurden" (в журн. "Hermes", 25 1890 г.). Бузольт ("Griechische Ges chichte", I 2 , 1893, стр. 277 и сл.) склоняется к более поздней дате заселения И. и, в особенности, Киклад, ввиду почти полного отсутствия предметов "микенского стиля" в некрополях этих мест. Ионийские города, к которым в довольно древнее время примкнула эолийская Смирна, составляли союз, центром которого было святилище Панионион на мысе Микале. В эпоху Креза все ионийские города на материке подпали под власть Лидии и с падением лидийского владычества (546) перешли под власть Персии. Вскоре та же участь постигла Хиос и Самос. Персы сажали по городам тиранов (из числа их же граждан), которые хорошо уживались с населением. В 500 г. вспыхнуло восстание И., которое было подавлено после сражения ионийского флота с персидским при Ладе и разрушения Милета (494). Во время греко-персидских войн И. сражались в рядах персов, но в сражении при Микале они перешли на сторону греков (479). После победы Кимона при Евримедонте (465) города И. фактически стали свободны. Состоялось ли официальное подтверждение этой свободы ? в точности неизвестно, так как мир, переговоры о котором вел около 449 г. при персид. дворе афинянин Каллий (так назыв. Кимонов мир), по-видимому, не был ратификован. По Анталкидову миру (387) города И. опять подпали под персидскую зависимость. Затем последовательно они переходили под власть македонян и римлян, отличаясь и в эпоху упадка Греции сравнительным процветанием и богатством. Среди И. с древнейших времен процветали искусства и науки; уроженцами Ионии были: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Ксенофан, Анаксагор, Гекатей, Анакреон, Мимнерм, Апеллес и Парразий.

А. Щ.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.