(???????, Phaeaces) ? y Гомера сказочные обитатели острова Схерии, к которым был бурею занесен Одиссей. Первоначально они жили в Гиперии ( Верхней стране), близ киклопов, но, теснимые последними, переселились на Схерию ( материк ) под предводительством Посейдонова сына Навсифоя. Здесь они основали город и обнесли его стеною. Когда Одиссей прибыл к Ф., царем у них был сын Навсифоя Алкиной, муж Ареты, отец Навсикаи, которая первая встретила Одиссея на берегу и по внушению Афины помогла ему добраться до города. Ф. не любили иноземцев и хотя были славными мореплавателями, но назначение их было не вести торговлю, а "развозить по морям случайно занесенных на Схерию путников". Корабли Ф. благодаря сообщенному им чудесному дару Посейдона бесстрашно пробегают морскую бездну без руля и кормчего: каждое судно понимает мысли корабельщиков, умеет находить жилища людей и среди мглы и тумана, без боязни "вред на волнах потерпеть или от бури в пучине погибнуть" достигает цели плавания. Богатый, веселый, беспечный, одаренный всеми благами роскошной природы феакийский народ вел блаженное существование: ни борьба, ни тягости жизни не омрачали его безмятежного счастья. Сами боги покровительствовали ему; в собственном виде приходили они к Ф. на пиры или появлялись в народе. Единственным занятием Ф. ? помимо миссии сопровождать сбившихся с пути мореплавателей, ? были пляски, пиры, гимнастика. Мягкий климат страны и плодородие почвы избавляло Ф. от необходимости тяжелым трудом добывать себе хлеб: прекрасную картину этого плодородия рисует нам Гомер в описании Алкиноева сада. Дворец Алкиноя был чудом искусства: от порога его шли медные стены, увенчанные сверху карнизом из лазоревой стали; входные двери были вылиты из чистого золота, косяки и притолоки ? из серебра; в преддверии стояли вылитые Гефестом две фигуры собак ? одна золотая, другая серебряная. От порога, огибая кругом стены, тянулись лавки богатой работы, на которых лежали покровы: здесь знатнейшие старейшины города услаждались питьем и едой. Тут же на высоких постаментах стояли золотые статуи юношей, в руках которых ночью горели светильники. Во дворце жили пятьдесят рабынь-рукодельниц: одни мололи ручными жерновами золотистую рожь, другие сучили нити и ткали столь плотные ткани, что "и тонкое масло в них не впивалось". Политическое устройство страны, общественные отношения и религиозные верования являются, по-видимому, отражением доисторической жизни ионян: поэт, описывая Ф., к сказочному облику народа присоединил исторические черты современной ему действительности. Как у ионян, у Ф. во главе народа стоит царь, власть которого ограничена советом из 12 старейшин. Есть у Ф. и демос, и агора, и избирательное начало. Как ионяне, Ф. веруют в Зевса громовержца, покровителя чужеземцев и нищих, в Посейдона, Афину, Гермеса, Аполлона; им известны также мифические рассказы о богах и о деяниях героев. Чуждаясь иноземцев, они, однако, признают права гостеприимства (общегреческая черта); как и ионяне, они любят пиры, веселье, хороводы, гимнастические состязания; как ионийские женщины, феакиянки ведут скромный образ жизни домовитых хозяек, хотя и пользуются свободою находиться в обществе мужчин. Переплетение фантазии с историей поставило как древней, так и новейшей критике задачу определить, существовали ли в действительности Ф. и если существовали, то где искать загадочную Схерию. Фукидид, а в новейшей науке Фосс, Фелькер, Нибур отождествляли Схерию с Керкирой; Гротефенд переносил ее на север от Феспротии. Со времени появления статьи Велькера "О Гомеровских Ф. и Островах блаженных" ("Rhein. Musem f u r Philol.", I, стр. 219?283) в науке преобладает иная теория, по которой Ф. являются мифическим народом. Велькер видит в Ф., в связи с значением слова ????? = темный, темных перевозчиков смерти , Краузен ("Die Abenteuer des Odysseus aus Hesiodos erkl a rt", Бонн, 1834) ? морских демонов, Эккерман ? морских демонов, на которых перенесены атрибуты подземного царства и божеств смерти. Рассматриваемое со стороны фантастического содержания сказание о Ф. является древнейшим образцом утопической сказки в греческой литературе. Ср. Eckermann и Krause, "Ph a aken" и "Ph aakia " в "Allgemeine Encyklop adie der Wissenschaften und Ku nste" Эрша и Грубера (Лпц., 1846, III отд., 21 ч., стр. 339?353).
H. О.