? Различные способы изображения звука, остановок, силы звука и проч. называются, в музыке, З. Нотные З. обозначают звук, его длительность;
(диез) обозначает повышение звука на 1 / 2 тона,
(бемоль) ? понижение на 1 / 2 тона,
(бекар) ? уничтожение предыдущего хроматического знака,
(двойной диез) ? З. двойного повышения,
(двойной бемоль) ? З. двойного понижения,
(двойной бекар) ? З. двойного отказа. Паузы (фиг. 1) ? З. прекращения звука на известный промежуток; фермата (фиг. 2) ? З. удлинения legato
? З. связного исполнения, стаккато
? З. отрывистого исполнения. Ключевые З. (фиг. 3) ставятся на нотной системе и дают название ноте, поставленной на линейке, которую они охватывают. Предстоящие З. (фиг. 4), поставленные около ключа, обозначают размер или такт пьесы. Для оттенков существуют З. р. (piano), f . (forte), mf . (mezzo-forte), pp. (pianissimo), ff. (fortissimo), фиг. 5 ? crescendo, фиг. 6 ? decrescendo. З. сокращения письма нот (фиг. 7) ? например в тремоло, причем повторяющиеся ноты мелкого деления не выписываются, а заменяются одной нотой, составляющей их сумму, с ребром длительности, соответствующим длительности каждой из нот мелкого деления. З. арпеджио
требует не одновременного, а поочередного исполнения нот аккорда. З.
требует исполнения группето (см.) на данной ноте. З.
требует исполнения трели (см.). З. фиг. 8 требует исполнения mordent (полутрель). З. фиг. 9, поставленный в конце музыкальной фразы, требует ее повторения. З. 8 ? а, поставленный над нотой, требует ее исполнения октавой выше, под нотой ? октавой ниже.
Н . С.