Значение слова КЛЕЙМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

КЛЕЙМА

? Подделка правительственных К. (например, на мерах и весах) наказуется в той же мере и на тех же основаниях, как и подделка правительственных печатей (см.); в квалифицированные виды преступления выделены подделка К. и знаков для сокрытия похищенного при разработке руд, золота, серебра или платины (ст. 603 Уложения о наказаниях) и подделка таможенных К. (ст. 776). См. Подделка. О защите частных заводских, фабричных и т. п. К. ? см. Товарные знаки.

Клейма , как знаки собственности и рукоприкладства , встречаются у всех народов на низших ступенях развития и стоят в тесной связи с их общественным строем. При родовом быте встречаются внешние знаки соединения людей, происшедших от одного родоначальника. Так, у индейских племен Северной Америки и у австралийских дикарей каждый род носит имя какого-нибудь животного, изображение которого служит символическим знаком рода; у первых знак этот называется тотем или додем , у вторых ? кобонг. Родовые знаки существуют у всех почти кочевников Средней Азии, состоя, по большей части, из изображений домашней и кочевой жизни, ? равно как и у инородцев Европейской России. При распадении родовых связей эти знаки переходят в общинные и, наконец, дворовые или личные. Вместе с таким переходом все яснее выступает их главный характер, как знаков собственности, а с развитием культуры расширяется и круг их применения в практической жизни. О существовании К. в древней Руси свидетельствует "Русская Правда", устанавливающая штрафы за уничтожение ворами на похищенных или присвоенных вещах знаков, указывающих на принадлежность их данному лицу. "Русская Правда" упоминает о пятнах , которыми таврили лошадей, о знаменах , которые вырубались на бортных деревьях, а по-видимому, и на промысловых снарядах и т. п. Знамена принадлежали и отдельным лицам, и целым общинам; они часто приводятся в древних актах и описываются в писцовых книгах. Примеры: "...с бортным ухожьем знамя Уюжское мотовило лежачее, под исподом два рубежа":

; "Знамя борода, на бок два тна":

. "Знамена" вырезались в старину и на границе лесных участков, сливаясь с межевыми знаками. Среди русского крестьянства К., в значении знаков собственности, поныне в большом употреблении, преимущественно на севере, причем они называются пятнами, знаменами, метками или отметками, клеймами ; если знак прикладывается к бумаге, вместо подписи, то его называют заручным или своеручным клеймом ; если к жерди или избе ? жердяным или домовым клеймом ; если он состоит из прямой линии и вырублен топором ? рубежом. С распространением грамотности К. вообще исчезают, заменяясь отчасти начальными буквами имени и фамилии. К., состоящие из разного рода начертаний и вырезок, как у русских крестьян, так и у инородцев, имеют по большей части вид простых прямых линий, или линий ломаных, или перекрестных; но между русскими и инородческими К. та разница, что в первых преобладают более простые, состоящие из прямых однообразных линий (рубежи), тогда как в последних заметно более разнообразие и стремление к начертаниям более сложным, а иногда округленным. В Архангельской губернии каждый русский домохозяин имеет свое К.; сыновья домохозяина, пока живут нераздельно, пользуются знаком представителя своей семьи. Но с разделом, после смерти ли главы семьи, или при жизни его, отделившиеся сыновья принимают особые знаки (что называется распятнаться, отклеймиться ); только тот, который остается на старом пепелище или при отце ( сидит на корню ), будь это старший или младший сын, сохраняет отцовское К. Обыкновенно отделяющийся, удерживая домовой знак, только слегка его изменяет, всего чаще делает к нему некоторые прибавки, в виде запятой или маленькой черточки; такой значок называется отпятком, отпяточком, отпятышем, пятой или пяткой , потому что он, по объяснению крестьян, делается пятой топора, а не всем лезвием. Иногда значок при К. называется отклеемкой и полурубежом. Вступающий в чужой дом по женитьбе или усыновлению принимает и знак того дома. Тот же процесс нарождения новых К., под влиянием разделов, замечается и у некоторых инородцев, например вотяков, у которых в общем сохраняется основной тип не только семейного К., но отчасти и того К., который некогда служил родовым знаком: известен случай, когда бугульминские вотяки по тамгам узнали своих глазовских единоплеменников, и другие аналогичные случаи. Наряду с семейными и родовыми или племенными тамгами встречаются у вотяков и общинные К. Это имеет место в тех случаях, когда знак должен быть наложен на предмет, состоящий в ведении нескольких общин, наприсмер на мост, починяемый общими средствами нескольких деревень. У черемис существуют, кроме родовых К., общинные, употребляемые для метки, например, жеребят при отдаче пастуху. Среди названий К., наряду с чисто русскими, встречаются и заимствованные от восточных инородцев: тамга, тавро, тугра, ясак. На крайнем Севере кочевые инородцы и промышленники часто оставляют свое имущество без призора и для охранения его налагают свое клеймо. Такое имущество считается неприкосновенным; если же кто-нибудь возьмет какую-либо вещь в отсутствие хозяина, то оставляет свое К.: здесь К. из знака собственности превращается в своего рода расписку и находится в тесной связи с биркой (см.), которая на отдаленном Севере всегда сопровождается К. должника. В южных губерниях К., как знаки собственности, далеко не играют такой роли, как на крайнем Севере, и встречаются у русских крестьян лишь в виде разрозненных явлений, например в Воронежской губернии, где крестьяне имеют особые, частью наследственные знаки для обозначения полей. Такие знаки, в виде колеса, телеги, ножниц и т. п., выделываются сохой на ниве, и на том месте, где выделан знак, хлеб растет ниже. В Черниговской губернии мастеровые кладут разные знаки на орудия труда. Всего чаще встречается наложение К. на животных (см. Клеймение).

Ср. П. Ефименко, "Юридические знаки" ("Ж. М. Н. Пр.", 1874 г., ¦¦ 10?12); H. Гродеков, "Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области" (Ташкент, 1889); Н. Оглоблин, "Остяцкие знамена XVII в." ("Исторический Вестник", 1889 г., ¦ 10); А. Петров, "Знамена-кидышто красноуфимских черемис" ("Памятная книжка Пермской губернии на 1894 г.", Пермь, 1893). Ко всем этим сочинениям приложены рисунки К.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.