(на Крите) ? жил около 460 г. до Р. X.; ученик Анаксимена, современник Анаксагора. Отрывки из его сочинения "О природе" дошли до нас благодаря Симплицию, Диогену Лаэртийскому, Цицерону и Аристотелю. Д. защищает существование единого мирового начала и полемизирует с учением Анаксагора о гомойомериях. Видимая двойственность мировых явлений объясняется тем, что она заложена уже с самого начала в первопринципе, который Д. видит в воздухе; в этом заметно влияние Анаксимена. Воздух имеет признаки как материального, так и духовного мира; Д. ему приписывает познание. Все возникает из него, но возникает различным образом. Первоначально возникают четыре состояния воздуха, или четыре степени уплотнения его. Земля ? это охлажденный воздух; уплотняясь, он выделил из себя более легкие части и оттолкнул их от себя по всем направлениям; таким образом, Земля очутилась в центре вселенной, а небо, Солнце и звезды ? на периферии. Воздух есть принцип жизни; душа ? не что иное как теплый воздух; разница животных типов происходит от разницы в степени теплоты воздуха. Движение воздуха образует в органах человека познание; мысль есть прохождение воздуха через кровь. Мысли образуются в сердце. Система Д. принадлежит к типу гилозоистических, каковы вообще системы первых ионийцев.
О нем см. Schleiermacher, "Ueber d. Philosophie d. Diogenes von Apollonia " (в "Abhandl. d. Berlin. Akad. d. Wissensch.", 1815); Schorn, "Diogenis Apolloniatae fragmenta quae supersunt, disposita et illustrata" (Берн, 1828), а также М. Каринский, "Бесконечное Анаксимандра" (СПб., 1890).
Э. Р.