Значение слова APOLLONIUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

Что такое APOLLONIUS

АПОЛЛОНИЙ1) А. Родосский, эпический поэт и грамматик из Александрии, современник Птолемеев Эвергета (247-221 гг. до Р. X.) и Филопатора (221-204 гг. до Р. X.), ученик Каллимаха, с которым впоследствии разошелся во взглядах на задачи поэзии. Каллимаху нравилось напыщенное и ученое изложение, и, отвергая для своего времени возможность возрождения древнего эпоса, он полагал, что новые эпические поэты должны ограничиваться разработкой незначительных по объему сюжетов; напротив, А. старался подражать простоте гомеровского стиля и создать большое эпическое произведение: он написал сохранившуюся и до нашего времени поэму . Он публично читал ее в Александрии, но будто бы, вследствие интриг влиятельного Каллимаха, поэма не имела успеха. Тогда А. отправился на Родос, где приобрел большое к себе расположение как учитель грамматики; здесь же вновь переработанная им поэма доставила ему большую славу и права родосского гражданства (поэтому он и называется Родосским). Позднее он возвратился в Александрию, снова читал там свою эпопею, и на этот раз она заслужила всеобщее одобрение; автор в 196 г. до Р. X., в царствовавние Птолемея Эпифана получил место библиотекаря; в этой должности он, вероятно, и умер. Кроме указанной эпопеи, он написал еще (рассказы об основаниях городов) и эпиграммы, направленные в особенности против Каллимаха. Поэма состоит из 4 книг; в них, без достаточно глубокого понимания характеров и положений, без творческой фантазии излагается в непрерывной временной последовательности, просто и без напыщенности (Quint. 10, 1, 45) сказание об аргонавтах; для оживления рассказа, который сам по себе довольно сух, там и сям искусно введены прекрасные сравнения, пространные эпизоды, описания местностей и т. д. В языке А. старался подражать Гомеру; но выражения александрийского поэта вообще гораздо короче, более сжаты, искусственны и тяжеловаты, так что в общем поэма, сравнительно с простотой и естественностью поэзии Гомера, кажется искусственным произведением ученой кропотливости. Построение стиха вполне правильно и очень искусно. У римлян эта поэма, как и вообще александрийская поэзия, имела много поклонников и подражателей; подражали то отдельным частям, как, напр., Вергилий в 4 книге «Энеиды», то целому произведению, напр. Валерий Флакк в своих Argonantica. Изд. Merkel (1854). До нас дошло прекрасное собрание схолий к А., впервые как следует изданное Keil`ем (в Меркелевом издании Аполлония). Ср.: Weichen, uber d. Leben u. Gedicht dess Apoll, v. Rh. (1821); 2) А. родом из Перги (в Памфилии), «великий геометр», как его называли уже в древности, жил во 2-й половине 3 в. до Р. X. и написал сочинение о конических сеченияхв 8 книгах; оно составило эпоху в науке, и его метод до сих пор сохраняет свое значение. Только 4 первые книги существуют теперь в оригинале, три следующие в арабском переводе, а последняя совсем утрачена. Изд. Halley (1710). Из арабского же перевода известны две книги а содержание других сочинений А., напр, передает Папп; 3) А. из Тианы (в Капподокии), жил, вероятно, ок. 50 г. от Р. X. большей частью в Айгах в храме Асклепия; он был приверженцем пифагорейской философии, к которой в те времена примешивались в изобилии воззрения неоплатонические и восточные. Раздав полученное от отца имущество бедным, он путешествовал по Азии до Индии, по Европе и Африке и наконец прибыл в Рим. Оттуда он должен был удалиться в силу распоряжения, которыый с мнимо пифагоровскими правилами, и приписывавшиеся ему чудеса доставили ему чрезвычайное уважение среди язычников; его считали великим знатоком магии, о нем ходили разные фантастические повествования. Филострат составил в 8 книгах его жизнеописание, имеющее, впрочем, скорее характер романа, чем исторического рассказа. Язычники сопоставляли А. с Иисусом Христом; против таких сопоставлений возражали христианские писатели (Евсевий Памф.). А. приписывалось несколько едва ли действительно ему принадлежавших сочинений; сохранилось под его именем только 85 писем; 4) А. из Алабанды (в Карий), у Страбона называемый , переселившись на Родос, преподавая там риторику. Там слушал его в 120 г. до Р. X. Сцевола (Cic. de or. I, 17, 28); 5) А. Молон (, Appolonius Molon; это неправильные обозначения; на самом деле лицо, о котором идет речь, называлось просто ) переселился из родного города своего Алабанды на Родоса в 88 г. до Р. X. стал учить красноречию в Риме, но не долго здесь оставался (Cic. Brut. 89). В 80 г. родосщ отправили его послом в Рим, чтобы выхлопотать там для Родоса вознаграждение за военные издержки, и при этом случае он снова преподавал в Риме риторику (т. ж. 90). Цицерон в 78 г. слушал А. на Родосе (от. ж. 91), чтобы отучиться от азианского красноречия; Цезарь также был его слушателем (Suet. Caes. 4); 6) А. по прозванию Sophista, александриец, сын Архибия, учитель Апиона, современник Августа. Сохранившиеся под его именем , заключающий в себе толкование гомеровских глосс, издал впервые Villoison (1773), а затем I. Bekker (1833); 7) А. Александрийский, сын Мантифея, грамматик, за серьезность своих исследований прозванный . Он бывал в Риме, где обратил на себя внимание императора М. Антонина Пия, потом возвратился в Александрию, где и умер, состоя членом Музея. А.— основатель науки грамматики и поэтому по преимуществу . Из сочинений его сохранились 4: 1) (изд. Bekker, 1818); 2) (в Беккеровых Anecd., gr. II, p. 527-626); 3) (т. ок., стр. 477-526 сочинения, 2-е и 3-е изд., еще R. Scneider, Apollqnii scriptaminora, 1878) и 4) в 4 книгах (изд. Bekker, 1817, на нем. яз., перевод А. Buttmann, 1878). Присциан, который называет его (8, 439) summus artis auctor grammaticae, в своих institutiones grammaticae взял в основание систему А, [Ср.: Добиаш, Синтаксис Аполлония Дискола, 1878] Наверное, не принадлежат этому грамматику сохранившиеся под именем Аполлония . которые были издаваемы большей частью вместе с сочинением Антонина (Liberalis) и между парадокса графами; 8) А. из Минда (в Карий), занимался астрономией, особенно распространял халдейские взгляда на нее и писал о кометах. Sen. qu. nat. 7, 3, 17.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.