Значение ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

? третья стадия развития египетского шрифта, образовалось из сокращения письма иератического (см.). Термин ???????? ???????? образован древними авторами (Геродотом и др.) в противоположность ???? ??. или ???????????. Сами египтяне называли Д. письмо (на розеттском камне) "сехи ен шаи" ? "письмо для (обыкновенных) рукописей" в противоположность "сехи ен нутер джеху" ? "письмо для слова божия", соответственно чему у Климента Алекс. и Порфирия Д. письмо названо ??. ???????????????. Отличительные черты Д. письма: упрощенность и стертость знаков до неузнаваемости и безразличия, обилие лигатур, избыток определительных знаков, уменьшение числа и смешивание фонетических. Огромная трудность разбора отчасти облегчается установленностью чтения некоторых чаще встречающихся групп и лигатур. Язык демотич. рукописей заметно отличается от того, на котором написаны иероглифич. и иератич. тексты. Это ? переходная ступень к коптскому, объясняющая многие формы последнего. В нем замечается развитие вокализма, большая грамматическая определенность, особенно в синтаксисе. Таким образом, иероглифич. и иератич. тексты должны были не просто переписываться, а переводиться на демотический яз., получивший со времен эфиопского владычества официальную санкцию. Первые письменные Д. памятники (большей частью контракты) очень трудны для понимания; более доступны относящиеся к птолемеевской и римской эпохе, от которой сохранилась богатая и интересная Д. литература самого разнообразного содержания. За разбор Д. письма взялись еще раньше, чем за разбор иероглифов: курсивный шрифт его менее пугал, да и Д. часть розеттского камня сохранилась лучше иероглифической. Акерблэду удалось в 1802 г. составить Д. алфавит. Затем страшные трудности надолго остановили ученых. Дем. литературой занимались: de Saulcy, Baillet, Pierret, Maspero и, особенно, Brugsch и Revillout. Первому принадлежат: "Grammaire demotique" (1855), "Scriptura Aegyptiorum demotica" (1848), "Hieroglyph.-demotisch. Worterbuch" (1867-82) и много мелких статей; второму ? "Chrestomatie demotique" и "Nouvelle chr. d." (1878), в которых собрано много важных памятников, точно так же, как и в журнале, редактируемом Revillout: "Revue egyptologique". Очень вероятно, что из Д. письма образовался курсивный меройский шрифт, употреблявшийся в Эфиопии в римское время. Как на наследство Д. письма можно указать 6 букв, удержавшихся в коптском алфавите.

Б. Т.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.