? патриарх константинопольский. Из литературных трудов Г. сохранились немногие, так как император Лев Исаврянин велел предать их огню. Его послания к Иоанну, митрополиту синаидскому, Константину, епископу наколийскому, и Фоме, епископу клавдиопольскому, важны как по заключающимся в них историческим сведениям из первых времен иконоборства, так и по апологетическим приемам борьбы православных богословов с иконоборцами, Г. принадлежат еще: послание к армянам, в котором разъясняются заблуждения армян; послание к папе Григорию по поводу иконоборства; соч. "О ересях и расколах"; полуфилософский, полудогматический трактат ? "О пределе жизни" (???? ???? ????), в котором, в форме диалога, решается вопрос, правда ли, что Богом назначены определенные границы жизни каждого человека. С именем Г. сохранилось также несколько слов на господние и богородичные праздники, с характерными чертами византийской риторики, и много церковно-богослужебных песнопений. Констант. патриарх Фотий в своей "Библиотеке" упоминает, что Г. написал сочинение против Оригена, допускавшего предел, после которого падшие духи приобретут свое первоначальное состояние, а души грешников перестанут мучиться (апокатастасис); сочинение это не сохранилось. Сочинения Г. напечатаны у Миня, "Patrologia graeca" (т. 98).
См. И. Андреев, "Св. Герман, патриарх константинопольский" (Сергиев Посад, 1897); К. Krumbacher, "Geschichte der byzantinischen Litteratur" (Мюнхен, 1897).