(Garnier) ? французский архитектор, член французской академии изящных искусств и член-корреспондент семнадцати иностранных академий. Род. в 1825 г. С 1842 г. изучал в школе изящных искусств в Париже десять лет архитектуру и в 1848 г. получил первую награду (grand prix). Окончив художественное образование, Г. несколько лет путешествовал по Италии, живя по большей части в Риме и Неаполе, потом отправился в Грецию. В салоне 1853 г. обратила на себя внимание полихромная реставрация храма Юпитера на острове Эгине. В том же году герцог де-Люин поручил Г. срисовать анжуйские гробницы в Неаполитанском королевстве и в Сицилии. Около года провел там Г., исполняя это поручение, и по возвращении в Париж посвятил три года на окончательную отделку этих акварелей и на реставрацию памятников; эта замечательная коллекция рисунков до сих пор не издана. В 1854 г. Г. был назначен подинспектором реставрационных работ башни Saint-Jacques-la-Boucherie в Париже; в 1860 г. получил место городского архитектора двух парижских округов. Несмотря на выдающиеся способности и обширные знания в своей специальности, Г. был, однако, мало известен. В 1861 г. был открыт конкурс на проект нового здания Оперы в Париже. Проект Г. единогласно был принят комиссией конкурса, и ему же была поручена постройка нового грандиозного здания Оперы, продолжавшаяся более шести лет. Благодаря громадным капиталам, которые были предоставлены в распоряжение Г., он мог пользоваться самыми дорогими и редкими материалами. Фасад здания Оперы с полихромными украшениями был открыт в 1867 г., но и после того продолжал украшаться скульптурными группами. В 1864 г. он был награжден орденом почетного легиона. В 1867 г. был выбран членом-корреспондентом королевского института английских архитекторов. Из других архитектурных работ Г. обращают на себя внимание: план театра в Монако и в особенности чрезвычайно оригинальная вилла, построенная им недалеко от города Ментон, на берегу Средиземного моря. Из литературных работ Г. следует упомянуть, кроме множества статей по археологии и архитектуре в различных периодических французских изданиях, "объяснительную записку о храме острова Эгины" и в особенности сочинение "Etude sur le th ê atre" ? книгу, составляющую целый специальный трактат о постройке театров. Другое его сочинение "Новая Парижская Опера" (1876-77) также имеет значительный интерес; в этой книге Г. дает подробную историю создания и постройки Новой Парижской Оперы.
В. Чуйко.