(foeticidium, avortement, Abtreibung der Leibesfrucht) ? означает умышленное прекращение состояния беременности путем умерщвления зародыша или преждевременного его изгнания из утробы матери. Оно образует собою преступлениe против жизни плода; наказуемость его вытекает из необходимости уголовной охраны жизни не только живущих внеутробной жизнью человеческих существ, но и эмбрионов. Субъектом преступления В. плода может быть или сама мать, или посторонние лица, с согласия матери или без него умерщвляющие или изгоняющие плод. Необходимым признаком этого деяния служит умысел убить плод, прекратить его развитие в утробе матери. Объектом преступления служит эмбрион во все время его развития в утробе матери ? с самого зачатия до появления на свет ребенка. Последний момент служит границею между В. плода и детоубийством. Наказуемость В. плода в истории уголовного права занимала различное место и шла параллельно с развитием культуры и ее главного фактора ? общественной морали. В римском праве жизнь зародыша была вовсе лишена уголовной охраны; плод считался частью внутренностей матерей ? pars viscerum, всякое посягательство против эмбриона было посягательством против телесной неприкосновенности матери; отсюда следовало, что сама мать не подлежала вовсе наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. Только в позднейшую эпоху развития права у римлян, когда nasciturus наделен был гражданскими правами, меняется отношение законодательства к этому роду преступных деяний. В. плода становится преступлением против прав родителей (patria potestas) или служит основанием для суровой наказуемости в случае намерения достичь им имущественных, главным образом наследственных прав. Известно, как относились римляне времен императоров к В. плода, служившему истинным бичом, опустошавшему страну больше всякой эпидемии. Против легкого отношения к этому деянию ополчилась церковь; каноническое право приравняло убийство плода к убийству человека вообще; но для наказуемости его требовало наличность души в эмбрионе. Только В. уже одушевленного плода (foetus animatus) подлежало суровой каре. Различениe foetus animatus и foetus non animatus долго продержалось не только у канонических писателей, но и в положительном средневековом праве и встречается еще в кодексе Карла V (Каролине) 1532 г. Разрешение вопроса, с какого времени зародыш должен считаться одушевленным и как распознать его, служило предметом оживленной контроверсии между криминалистами и схоластиками; одни одаряли эмбрион душою спустя 40 дней после зачатия, другие ? 70 дней и т. д. Влияние канонического и средневекового права отражается до сего времени на английском общем праве (common law), по которому В. плода со стороны матери наказуемо только в таком случае, если оно вмело место после первого движения ребенка (after quickening). По французскому кодексу 1791 г. наказанию за В. плода подлежали только посторонние лица, сама же мать за это деяние оставалась ненаказуемою. Действующий до сего времени Code penal 1810 г. карает заключением в смирительном доме за В. плода как посторонних лиц ? безразлично, действовали ли они с согласия матери или без него, ? так и мать; наказание усиливается для врачей и других лиц врачебного персонала (officiers de sante), доставивших средства для изгнания или умерщвления плода. Самое преступное деяние заключается в производстве выкидыша (procurer l'avortement) ? безразлично, умерщвлен ли плод раньше его изгнания из утробы или смерть причинена самым изгнанием, т. е. преждевременными родами. По германскому уложению (¬¬ 218 ? 220) различаются: 1) умерщвление и изгнание плода самою матерью или, с ее согласия, посторонними лицами; 2) доставление беременной средств к В. плода или производство выкидыша кем-либо за деньги (карается суровee первого вида); 3) еще более тяжкий вид ? В. плода без согласия беременной.
Русское уголовное законодательство (ст. 1461, 1462 и 1463 Улож. о нак.) говорит об изгнании плода. Внешним признаком оконченного преступления будет, таким образом, отделение зародыша от утробы матери. Относительно наказуемости В. плода действующее уложение отступило от прежде действовавшего в русском праве принципа приравнения наказуемости за умерщвление плода к наказуемости за убийство вообще. Закон различает: 1) изгнание плода без ведома и согласия беременной женщины (каторжные работы от 4 до 6 лет). Наказание усиливается в случае причинения тяжкого повреждения в здоровье беременной, и еще больше ? когда от изгнания плода последовала смерть беременной; 2) изгнание плода с ведома и по согласию беременной; посторонние лица подвергаются наказанию более строгому, чем сама мать, а именно ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири, тогда как мать подвергается ссылке на поселение. Наказание увеличивается одною степенью, если виновным в совершении изгнания плода является лицо медицинской профессии или аптекарь, а также лицо, уже раз совершившее такое же преступное деяние. Закон не знает неосторожного изгнания плода; но смерть плода или преждевременные роды, являющиеся последствием нанесения беременной женщине увечья, раны или важного в здоровье вреда, или же побоев ? хотя и без умысла произвести изгнание плода, ? квалифицирует деяние и влечет за собою более строгое наказание, чем нанесение увечья (ст. 1491 Улож. о нак.). Из изложенного видно, что действующее русское право, в отличие от французского и германского, относится к В. плода самою матерью снисходительнее, чем к посторонним лицам, виновным в том же преступлении, ? аналогично с наказуемостью за детоубийство (см. это слово). Но ни русское, ни французское, ни германское законодательства не различают случаев В. плода, прижитого в законном сожительстве или незаконном. Между тем, не может быть сомнения, что мотивы, побуждающие законодателя к смягчению наказания за детоубийство в случае, если убит младенец незаконнорожденный, имеют полное применение и к В. плода; и это преступление может быть последствием стыда или страха за будущее со стороны беременной незамужней женщины. Проект уголовного уложения предусматривает, по образцу венгерского уложения, эти случаи и определяет для них смягченную наказуемость.
Г. С.