Вилы у сербов и словенцев, самовилы у болгар ? вещие девы, соответствующие русским русалкам. Уже древнейшие памятники славян не раз говорят о почитании и жертвоприношениях, которыми славяне старались умилостивить вил. Вила является олицетворением грозовых явлений природы, как говорит Афанасьев, и поэтому некоторыми своими признаками напоминает русских облачных дев ? ведьм и бабу ягу. В. принадлежит к числу светлых существ; ее постоянно сопровождает эпитет "белая". Вилы представляются юными, прекрасными, бледнолицыми, но иногда безносыми девами, в тонких белых, а по другим преданиям ? золотых и серебряных одеждах, с серебряными поясами, с золотыми длинными волосами, распущенными по спине и груди. Беда человеку, который прельстится вилой; ему опостылеет весь мир, и жизнь будет не в радость. В. живут в различных местах ? в воде, в дуплах деревьев и на горных вершинах; сообразно этому они разделяются на водяных, лесных и горных; несмотря на такое приурочивание их к земле, народ до сих пор не забыл, что В. ? собственно не земные, а облачные девы (см. у Караджича, т. I, ¦ 225). Подобно лешим русского народа, В. принимают деятельное участие в распрях людей и в битвах. Они могут насылать бури, дожди и град, они ломают деревья, топят лодки и пловцов; они носятся по воздуху, собирают облака и любуются на молнии; они помогают строить крепости. Нет почти ни одного явления в жизни человека, на которое, по народным поверьям, не могла бы вила оказать хорошее или дурное влияние. В. бывают также крестными матерями и наделяют своих крестных дочерей всевозможными благами. Горе тому, кто имел несчастие хотя бы не нарочно рассердить или оскорбить вилу; такому человеку она ужасно отомстит. Иногда месть эта простирается на большое количество людей: вилы мечут смертоносные стрелы, отравляют источники, повергают людей в тяжелые болезни и отнимают у них разум. С течением времени воинственно-патриотические чувства вил возрастали в сербских песнях, так что наконец они сделались защитницами политической свободы и общественных интересов южных славян. Наравне с русалками вилы любят пляску, пение и музыку; иногда они увлекают в свои танцы встреченных юношей и замучивают или топят их, но случается и так, что отпускают их с большими дарами; это бывает тогда, когда встреченный юноша решит заданную ему загадку, в противном случае его замучивают щекотанием. Иногда вилы бывают посестринами людей, напр. Марка королевича; они даже вступают в брак с юношами, но такие, браки всегда кончаются тем, что змей похищает молодую жену. Здесь вила является олицетворением теплого времени года или весеннего и летнего солнца, которое похищается у земли злой зимой. Некоторые хорутанские повести смешивают вил с роженицами, которые являются туда, где только что родился ребенок, и произносят над ним приговор о будущей его судьбе. Славянских вил, русалок, полудниц и т. д. уже Буслаев ("Очерки", I, 231 и след.) сопоставлял с немецкими эльфами и валькириями; этого же взгляда держится и Афанасьев.
И. Л.