Значение ТРОИЦКИЕ ОБРЯДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТРОИЦКИЕ ОБРЯДЫ

К Троицыну дню приурочены обряды различного происхождения, родственные Купальским. У русских Т. обряды распространены неравномерно, малороссы почти не знают их, тогда как у великороссов они отличаются большой свежестью. Т. обряды по существу тожественны с семицкими. У литовцев семик совпадает с Троицыным днем. Т. обряды обнимают собою ношение куклы, одетой в женское платье и называемой русалкой, завивание березки и ношение ее, кумление через венки, прыганье через костер, купанье в воде и др. К этим обрядностям примыкает поминовение умерших, что, вместе с ролью русалки, указывает на связь Т. обрядности с культом душ умерших. В завивании березки переживают, по-видимому, отголоски культа деревьев, в кумлении — отголоски весьма архаичных форм быта. С этими обрядностями слились перенесенные извне отголоски греко-римских dies-rosae, давшие, по-видимому, Т. неделе название "русальной". "Русалки", впрочем, приурочены были не только к Т. неделе, но и к Иванову дню, и к Рождеству. Наряжение березки в некоторых местностях происходит не в Троицын день, а в понедельник или вторник Т. недели или в следующее за Троицыным днем воскресенье. Оно сопровождается завиванием венков, играми и угощением, непременной частью которого является яичница. Т. завивание березки совершенно аналогично с подобным же обрядом в Вознесенье ("крещение кукушки") и в семик. В Севском уезде Орловской губернии хождение в рощу, к троицкой березке, называется ходить на "Траяны", что как будто бы напоминает встречающееся в славянской народной поэзии и в памятниках имя Траяна (см.). У западных славян Т.. празднества носят название "Туриц", в связи с ряженьем "Туром" (см.). Ср. Шейн, "Великорусс" т. I, ч. I; Владимиров, "Введение в историю русской словесности"; Веселовский, "Разыскания" (VI—X).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.