Значение ВАСИЛЬЕВ, ИОСИФ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ВАСИЛЬЕВ, ИОСИФ ВАСИЛЬЕВИЧ

? протоиерей; род. в 1821 г. в Елецком уезде Орловской губ.; учился в Орловской семинарии и Петербургской духовной академии; в 1846 г. окончил курс и был оставлен при Академии для приготовления к профессорской кафедре. Магистерская диссертация В., обратившая на него особое внимание начальства, имела своим предметом критическое рассмотрение учения римской церкви "о главенстве папы", и св. Синод признал за лучшее отправить молодого ученого в один из центров католицизма, в качестве священника местной православной церкви. В. назначен был священником при посольской церкви в Париже. Стараясь знакомить заграничное общество с духом православной церкви, с ее учреждениями и обрядами, В. издал переводы замечательнейших наших отечественных духовных писателей, а также переводы молитв на французский язык; но важнейшею заслугою его перед церковью было основание и издание в Париже, в продолжение 9 лет (1858?1867), православного духовного журнала "L'union chretienne". Главными сотрудниками по этому изданию были С. П. Сушков и аббат Геттэ, под влиянием В. присоединившийся к православию, но большая часть статей принадлежала самому В., который по-французски писал легко и изящно. Статьи его, впрочем, редко являлись под его собственным именем; значительная часть их подписана псевдонимами: J. W., Аб-Юсуф, Королев и др., а иные и совсем без подписи. Самыми замечательными статьями в этом журнале были знаменитые "Письма к нантскому епископу Жакмэ" (русский перев. СПб., 1861, также в "Христ. чтении" 1861 г., т. 1 ? 2; в "Страннике" 1861 г., кн. 5, 7, 8; в "Православном Обозрении", кн. 4, 7, 8) и письмо к известному историку Гизо (русск. перев. в "Христ. чтении" 1862г. т. I), которые доставили автору обширную известность, так как об этой полемике заговорила почти вся религиозная печать Европы и Америки. В этих письмах В. опровергает взгляды Запада на учение и организацию управления русской православной церкви. Плодом стараний Васильева явилось обращение в православие некоторых ученых представителей иноверных церквей, каковы аббат Геттэ, Овербек, Бьеринг. Вообще своею деятельностью в Париже В. возбудил на Западе живейшее внимание к русской церкви и много способствовал возникновению тех стремлений к сближению с Восточною церковью, которыми заявили себя старокатолики и Англиканская церковь. Энергии же В. православная церковь всецело обязана построением в Париже великолепного храма в византийско-русском стиле, для которого он собрал более 200000 р. В 1867 г., когда началось преобразование духовно-учебных заведений и при св. Синоде учрежден был учебный комитет, В. назначен был первым председателем этого комитета, в деятельность которого он внес струю учености. При нем, между прочим, был выработан устав женских духовных училищ, и вообще он много заботился о женском духовном образовании. Состоя только председателем учебного комитета, В. имел, однако, большое влияние на весь ход церковных дел за последние 12 лет его жизни благодаря уважению, которым он пользовался со стороны обер-прокурора св. Синода, гр. Д. А. Толстого. Умер 27 декабря 1881 г.

Ср. С. Сушков (в "Церковном Вестнике", 1890 г., ¦¦ 22 и 23).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.