? священник, выдающийся педагог. Род. в 1839 г. По окончании курса в Вятской семинарии был определен в 1861 г. священником в с. Карсавай, в самой бедной и глухой части Глазовского у., Вятской губ. Приход этого села населен преимущественно вотяками и пермяками, которые в то время не знали даже употребления телег и пилы. Здесь, среди тяжелой материальной обстановки, Б. пробыл три года, внося по мере возможности свет знания в среду инородцев; составил азбуку по звуковому методу для вотяков ("Лыдзон"), писал статьи по этнографии и статистике Карсавайского края. В 1864 г. Б. был переведен в с. Бахту, близ г. Вятки, где создал образцово поставленную школу, составил несколько руководств для школы и написал ряд статей педагогического содержания, проникнутых желанием пробудить в учащихся стремление к самодеятельности. Незаурядная деятельность энергичного священника на педагогическом и отчасти на публицистическом поприще вызвала недоброжелательное отношение администрации: Б. пришлось оставить Бахту и перебраться сперва в г. Нолинск, на место преподавателя Духовного училища, а потом в г. Вятку. В Вятке губернская земская управа предложила Б. заняться разработкой статистических данных. Участие Б. в борьбе за судьбу существовавшей в то время (в конце 70-х годов) в Вятке земской Учительской семинарии навлекло на Б. новые неприятности. Благодаря заступничеству одного из членов Синода Б. был назначен священником в г. Сарапуль. В 1895 г., по ложному доносу, Б. переведен в Бемышевский завод, Елабужского уезда. В 1898 г. Б. был приглашен вятской губернской земской управой для редактирования "Вятской Газеты", но губернская администрация, вначале не препятствовавшая этому, вскоре изменила свое отношение к Б., и ему пришлось принять место священника в г. Орлове. Н. Ф. Бунаков, в написанной им биографии Б. (см. "Критико-биограф. словарь" С. А. Венгерова, т. III), дает такой отзыв о Б.: "Симпатичный образ этого русского народного учителя-энтузиаста, с убежденным одушевлением и какой-то нервной торопливостью излагающего свои чистые и честные идеи о народном просвещении, о народной школе, о народном благе ? никогда не изгладится из моего воображения". В рассказах: "На ниве народной" и особенно "Батюшка в селе" Б. показывает наглядно, какую просветительную роль могло бы сыграть духовенство в глухой деревне. Из литературных произведений Б. более замечательны: а) учебные пособия : "О способах обучения предметам учебного курса начальных народных училищ" (3 изд., Вятка, 1868?70 гг. и СПб., 1875); "Учение ? свет", книга для чтения в народных шк.; "Пчелка", сборник стихотворений, пословиц, загадок; "Крестьянский трудовой год", 3 изд., 1903 г. б) Повести , рассказы и т. п. (кроме назв. выше): "Сельская общественная служба", десять бесед старосты крестьянина; "Земская служба, беседы гласного-крестьянина о земских делах"; "Мирон Петрович", сцены из народной жизни; "Свет и во тьме светит"; "Жизнь Робинзона (в чем счастье?)", 3 изд.: оригинальная переделка известного романа, наиболее ярко выражающая взгляд Б., что личное счастие не может быть достигнуто человеком вне широкой общественной деятельности. в) Труды по этнографии и статистике : "Языческий культ вотяков" (Вятка, 1898), "Движение народонаселения Карсавайского прихода" ("Вятские Губерн. Вед.", 1869, ¦¦ 14?35); "Движение народонаселения в Орловском у., Вятской губ." (Вятка, 1877); "Народное образование в Вятской губ. в 1864?74 гг." (ib., 1875).
Значение БЛИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое БЛИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012