Значение АТРИУМ, ЧАСТЬ РИМСКОГО ДОМА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое АТРИУМ, ЧАСТЬ РИМСКОГО ДОМА

? был существенной частью римского дома и представлял собою двор, окруженный комнатами разного назначения и расположенный в передней части здания. В римской архитектуре встречаются атриумы пяти видов: 1) Атриум testudinatum , т. е. покрытый наподобие черепахи (testudo), или выпукло , крыша которого устраивалась так же, как и на наших современных домах, и, следовательно, имела скаты, обращенные к краям; такой атриум освещался, вероятно, окнами, сделанными под краями крыши или в ней самой. 2)Атриум displuviatum , или защищенный от дождя , с крышею, подобной предыдущей, но только с просветом посередине; просвет этот был защищен от дождя особым небольшим навесом. 3) Атриум tuscanicum , или этрусский , имел вогнутую крышу с четырехугольным отверстием посередине, называвшимся compluvium ; скаты крыши были обращены к комплювиуму для стока дождевой воды. Крыша эта опиралась своими нижними частями на две поперечные балки, расположенные по краям комплювиума, под которым устраивался в полу атриума неглубокий, но совершенно такой же величины и формы водоем для дождевой воды, или impluvium. Атриумы "этрусские" бывали обыкновенно невелики, что обусловливалось длиною балок. 4) Атриум tetrastylum , или четырехколонный , крыша которого опиралась на четыре колонны, поставленные по углам комплювиума. Такого рода устройство применялось тогда, когда атриум был настолько велик, что балки ни по своей длине, ни по прочности не годились для поддержания крыши. Следовательно, эта форма есть дальнейшее развитие предыдущей; и, наконец, 5) Атриум corinthium , или коринфский , представлял собою большой и открытый двор, обнесенный колоннадою с крышею, обращенной скатом внутрь. Эта последняя форма является окончательным развитием формы четырехколонной. Атриумы первых трех видов представляют собою формы более древние, а последние два вида ? формы позднейшие.

Главным украшением атриумов служили деревянные бюсты предков, размещенные по небольшим шкафам (armaria), которые развешивались по стенам. Бюсты эти покрывались расписанными восковыми масками, сделанными по гипсовым слепкам с покойника, и соединялись между собою гирляндами таким образом, что в общем они представляли собою целое родословное дерево. Против входных дверей атриума помещался иногда очаг, где домашним божествам, ларам и пенатам , приносились в жертву вино и фимиам. Слово атриум значило, по-видимому, первоначально дом, на что указывает самое название, означающее место черное (ater), закоптелое от дыма очага, который, как центр домашней жизни, должен был находиться в главной части дома. В этом случае он был не что иное, как большая крытая комната, в потолке которой было, вероятно, отверстие для выхода дыма. Комната эта служила помещением для всей семьи; здесь против дверей стояло супружеское ложе, а подле него прялки рабынь, вместе с которыми работала сама хозяйка; в этой комнате собирались домочадцы и чужие, а потом и клиенты. Затем, по мере развития богатства и роскоши в народе, к атриуму стали прибавляться другие помещения и выработались вышеуказанные формы. После покорения Греции, когда у римлян появилась любовь к художественным произведениям, атриумы стали богато украшаться статуями и колоннами из драгоценных мраморов. Страсть к колоссальным и иногда чисто декоративным постройкам, обуявшая римлян во времена императоров, натолкнула их на устройство атриумов при храмах и разных общественных сооружениях, откуда атриумы перешли в древнехристианскую архитектуру, где они представляли собой дворы тогдашних церквей или базилик; в этом случае атриумы обносились вокруг колоннадной галереей, а посередине их устраивался водоем.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.