(р. 1933)
российский художник и теоретик искусства. Один из лидеров русского "неофициального искусства". С 1988 живет за рубежом (преимущественно во Франции и США). Разработал близкий концептуальному искусству, а с другой стороны - соц-арту тип графической серии, где тексты и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу романтической тайны (здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг). В 1990-е гг. все чаще переводил свои серии в трехмерное пространство, создавая инсталляции, проникнутые воспоминаниями о России.КАБАКОВ Илья Иосифович (р. 30 сентября 1933, Днепропетровск), российский художник. Один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде "неофициального искусства".Выходец из семьи слесаря. Обосновавшись в Москве, в 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 выступал как оформитель детских книг в издательстве "Детская литература", а также журналов "Малыш", "Мурзилка", "Веселые картинки". Активный участник многих выставок "неофициального" искусства, начиная с выставок 1965 года в Италии (л Акуила), 1966 в Польше (Познань - Сопот) и выставки 1968 года в московском кафе "Синяя птица".Испробовав стили абстрактного экспрессионизма, неосюрреалистического гротеска, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру, за которой закрепилось имя "романтического концептуализма". Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых - "маленькие" люди, живущие в коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо вообще исчезая в таинственных пространственных "дырах". Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым "альбам" 1970-78 (от латинского "alba" - "белая") - листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь надписями [предельно бытовыми ("Кто забил этот гвоздь?") и предельно загадочными в своей недосказанности], - а затем к "жэковскому искусству" 1978-82 и "экспоарту", где образы составляют уже целые инсталляции, напоминающие агитационные стенды и стенгазеты ЖЭКов. Сблизившись - в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта, он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со стандартными мотивами социалистического реализма. С 1989 живет и работает за рубежом, в Германии, Франции и США. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях "Человек, улетевший в космос из своей комнаты" (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), "Большой архив" (1993, Городской музей, Амстердам), "Корабль моей жизни" (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и других выставочных комплексах Кабакова. Рубежное значение его искусства, обозначившего радикальные политические и культурные сдвиги перестройки, получает большой международный резонанс. Воплощением этой исторической рубежности становится его участие как художника-оформителя в постановке "первой посткоммунистической оперы" "Жизнь с идиотом" в амстердамской Нидерландской опере (1992, по рассказу В. В. Ерофеева, музыка А. Шнитке), а также его "Красный вагон" (1990-91, был использован в экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 1993). Композиция последнего подводит черту под политическими утопиями и иллюзиями советского периода, подчеркивая в своем сценическом пространстве, что "невозможно (по описанию самого художника) подняться в небо, пережив тягостную скуку "вечного ожидания" и оказавшись среди кучи грязи, обломков и мелкой чепухи".Литература:Бобринская Е. А. Концептуализм. М., 1994.М. Н. Соколов