Значение ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ в Архитектурном словаре

Что такое ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

в Москве. Был построен на месте Алексеевского монастыря у Пречистенских ворот (1832-1889), автор проекта и руководитель работ - русский архитектор К. А.Тон. Построен в память о войне 1812 года. В архитектуре собора были сделаны попытки возродить формы древней византийской архитектуры. Это был грандиозный по размерам пятиглавый храм центрического типа с хорошо уравновешенным соотношением массивного объема, огромной центральной главы и угловых башен-колоколен. План собора имел правильную форму равноконечного креста. В интерьере еще один внутренний вписанный равноконечный крест позволил зодчему целиком высвободить центральный объем, не загромождая его опорами, и создать круговую обходную галерею. Благодаря этому приему внутреннее пространство храма приобрело уникальные качества цельности и устремленности ввысь: восьмигранный объем центра плавно перетекал в залитое светом подкупольное пространство и мягко сливался с затемненными нефами. В архитектуре собора активно использовались древние византийско-русские формы. Они отражали "литературную программу" памятника, состоявшую в утверждении православия, самодержавия и народности. Тем не менее образный язык архитектуры был весьма земным и будничным. Чисто внешние национальные приметы в виде аркатурного пояса, закомар или перспективных порталов ложились на основу здания, безразличную к этим декоративным дополнениям. Особый интерес представляет архитектура собора с инженерной точки зрения. Подобно куполу Флорентийского собора, центральный купол храма был выполнен без опалубки, а металлическая одежда остальных куполов сделана на железном каркасе. Высота храма была 103 м. В толще стен были скрыты водостоки и воздушное отопление. Внутренняя штукатурка была положена не непосредственно на стены, а по металлической сетке, отнесенной от стены на луженых костылях. Зазор между стенами и штукатуркой обеспечивал циркуляцию воздуха и предохранял живопись от протечек и порчи. Стены храма должна были украсить монументальные сюжетные композиции на темы христианских праздников, которые совпали бы с днями решающих сражений Отечественной войны 1812, а также изображения чудотворных икон Богоматери (Смоленской, Владимирской, Иверской и Казанской) и фигуры святых русских князей. Над созданием горельефов трудилась целая группа скульпторов: А. В. Логановский, П. К. Клодт, Н. А. Рамазанов и др. Над росписью храма Христа Спасителя трудились Ф. А. Бруни, В. П. Верещагин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, Г. И. Семирадский и др. Эти же мастера написали и иконы для центрального и двух боковых иконостасов. В разработке формы главного иконостаса собора проявилось присущее храмовой архитектуре Тона стремление приблизиться к стилистике древних византийских форм. В качестве "образца" для иконостаса был избран легендарный киворий над престолом Софии Константинопольской, который, согласно сохранившимся в источниках описаниям, имел вид пирамиды, покоившейся на колонках. В целом интерьер собора нес отпечаток новых вкусов второй половины XIX в. и не соответствовал крупному масштабу архитектурных форм. Впервые в истории московский кафедральный собор выполнял не только литургическую функцию: в круговой галерее, обходящей храмовое пространство, был создан музей Отечественной войны 1812. В ее стены вмонтировали мраморные доски с текстами манифестов Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся полков, именами погибших и награжденных. В храм поместили знамена и ключи покоренных городов. В советское время, по решению правительства храм взорвали (5 декабря 1931), чтобы очистить место для нового грандиозного сооружения социалистической эпохи - Дворца советов. Война 1941-1945 не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва". Воссоздание храма на его прежнем месте началось в 1995. В 2000 храм был освящен патриархом Алексием II. Cтены собора выполнены на основе монолитного железобетонного каркаса, обложены кирпичом и облицованы мрамором. За счет нового цокольного этажа Храм получился выше, чем он был раньше. Работы над наружной и внутренней отделкой продолжаются. Воссозданием наружных горельефов занималась группа скульпторов под руководством Ю. Г. Орехова. В стилобатной части, несколько видоизмененной по сравнению с первоначальной, разместились зал для проведения Соборов Русской православной церкви, зал заседаний Синода, будут устроены музей Отечественной войны 1812 и храм Преображения с приделами, восстанавливающими приделы снесенного в XIX в. Алексеевского монастыря.

Архитектурный словарь.