-и, ж.
Крупное музыкально-драматическое произведение для хора, певцов-солистов и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
Патетическая оратория.
Оратория "Легенда о святой Елизавете" Листа.
Родственные слова:
орат'орный
Этимология:
От итальянского oratorio ( < лат. oro ‘говорю’, ‘молю’).
Энциклопедический комментарий:
Оратория близка к кантате , от которой отличается б'ольшими масштабами и наличием определенного сюжета. Возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Наименование новому жанру дали особые помещения , оратории , предназначавшиеся для молитв , слушания и обсуждения проповедей , пения духовных песен. В этих помещениях первоначально исполнялись мотеты , произведения многоголосной вокальной музыки , в основе которой лежали напевы католической службы , и лауды , хвалебные песнопения. Мотеты дали начало ораториям с текстом на латинском языке , а из драматизированных диалогических лауд развились оратории на итальянском языке. Библейское повествование , исполняемое солистом , сочеталось в духовной оратории с диалогическими и хоровыми разделами. На формирование оратории оказали влияние жанры оперы и мадригала. В жанре оратории написаны многие произведения Г. Ф. Генделя , а также И. С. Баха , Й. Гайдна , Ф. Мендельсона-Бартольди , К. Дебюсси и др. Первая русская оратория относится к 1811 г. - "Минин и Пожарский , или Освобожденная Москва" С. А. Дегтярева.