Значение ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ в Словаре Кольера

ЮНГ, КАРЛ ГУСТАВ

(Jung, Carl Gustav) (1875-1961), швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии. Родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование.

Юнг занимался биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 - доктором медицины, защитив диссертацию на тему О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах (Zur Psychologie und Pathologie sogenannter okkulter Phnomene).

В том же 1902 Юнг отправился в путешествие за границу, сначала в Париж, где слушал лекции Пьера Жане, а затем в Лондон. В 1903 он женился на Эмме Раушенбах. Первый результат экспериментальных исследований Юнга, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, появился в 1904 и назывался Диагностические исследования ассоциаций (Diagnostische Assoziationsstudien). Этот труд представлял сбой результат исследований, направленных на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал "комплексами". Эта работа принесла ему широкую известность и привела к встрече в 1907 с Фрейдом, в трудах которого по интерпретации сновидений он нашел подтверждение своих идей.

После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску "Ежегодника психологических и психопатологических исследований" ("Jahrbuch fr psychologische und psychopathologische Forschungen"), основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в самой известной из его книг - Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido, 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг попытался раскрыть символическое значение содержания бессознательного посредством исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (в отличие от "психоанализа" Фрейда и "индивидуальной психологии" Адлера).

В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924-1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925-1926 - обитателей горы Элгон в Кении. Юнг несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию, последний раз в 1937. Важную роль в его психологических исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства.

В 1948 для продолжения исследований и обучения аналитиков в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и различные общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного им в 1935. С 1933 по 1942 он вновь преподает в Цюрихе, а с 1944 - в Базеле. С 1933 по 1939 издавал "Журнал по психотерапии и смежным областям" ("Zentralblatt fr Psychotherapie und ihre Grenzgebiete"). Среди его публикаций - Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion, 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung, 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten, 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes, 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins, 1954).

Умер Юнг в Кюснахте на оз. Цюрих 6 июня 1961.

Аналитическая психология. Центром учения Юнга является представление об "индивидуации". Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие - неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для "расширения" сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения - не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода "направленные" ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнг ввел понятие "коллективного бессознательного". Его содержание - это т.н. архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания.

Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру.

Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии - средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл "синхронистичными" и определял как некие "значимые" совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

Кольер. Словарь Кольера.