Значение ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

(Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля, - 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - 'аналитической психологии'. В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из основных методов психиатрического исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников З. Фрейда , первый председатель Международного психоаналитического общества (1911-14). Пересмотр Ю. основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации , и др.) привёл к его разрыву с Фрейдом.

В работе 'Метаморфозы и символы либидо' (1912) исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного , более глубокого слоя - коллективного бессознательного, которое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Центральную роль среди архетипов Ю. отводил архетипу 'самости' (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от 'Эго' ('Я') как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Основная задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиционных культурах, динамическое равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю. с метафизическими представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом .

Ю. разработал типологию характеров ('Психологические типы', 1921, рус. пер. 1924), в основе которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде и др.; международный ежегодник по проблемам культуры 'Eranos-Jahrbuch', изд. с 1933 в Цюрихе), а также эстетику и литературно-художественную критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948 был создан институт Ю. в Цюрихе, в 1958 - Международное общество аналитической психологии (с 1955 - журнал 'Journal of Analytical Psychology' в Лондоне).

Соч.: Gesammelte Werke, 17 Bd, Z. - Stuttg., 1958-; Posthume Autobiographic, 4 Aufl., Z., 1967; в рус. пер. - Психоз и его содержание, СПБ, 1909.

Лит.: Аверинцев С. С., 'Аналитическая психология' К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, 'Вопросы литературы', 1970, |3; Fordham F., An introduction to Jung's psychology, L., [1953]; Jacobi J., Die Psychologie von C. G. Jung, 5Aufl., Z.- Stuttg., 1967; Meier С. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975.

Д. Н. Ляликов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.