(Eucken, Rudolf Christoph) (1846-1926), немецкий философ, последователь Фихте, родился в Аурихе на севере Германии 5 января 1846, получил образование в Гёттингенском и Берлинском университетах у Р.Лотце и Ф.Тренделенбурга. В 1871-1874 преподавал философию в Базельском университете, затем в Йенском университете (до 1920). Эйкен - лауреат Нобелевской премии по литературе 1908. В 1912 был приглашен в Гарвардский университет, в 1914 - в Токийский университет. Среди ранних трудов - Метод аристотелевской логики (Die Methode der aristotelischen Forschung, 1872), однако позднее Эйкен начинает заниматься этикой. Введение в жизнь духа (Einfhrung in eine Philosophie des Geisteslebens, 1908) содержит критику натурализма и интеллектуалистического пантеизма и взгляд на человека как место встречи природы и духа. Эйкен - автор концепций "ноологического метода" и "метафизики духа". С его точки зрения, человек может достичь блага - духовной жизни - только благодаря собственным неустанным усилиям в этом направлении (т.н. этический активизм, согласно которому деятельность, особенно деятельность духовная, является сущностью реальности и критерием истины). Эйкен критиковал социализм за ограничение свободы и приуменьшение значения духовности и культуры в жизни человечества. Идеи Эйкена были очень популярны в 20 в. в Германии, а также в Англии, США, Японии и скандинавских странах. Умер Эйкен в Йене 14 сентября 1926.
Среди его работ - Человек и мир (Mensch und Welt. Eine Philosophie des Lebens, 1918); Смысл и ценность жизни (Der Sinn und Wert des Lebens, 1908); Можно ли еще оставаться христианами? (Knnen wir noch Christen sein? 1914) и многие другие.