(Eucken, род. в 1846 г.) ? немецкий писатель, профессор философии в Базеле и Йене. Сначала занимался вопросами историко-философского характера, потом перешел к проблемам философским и, наконец, к задачам религиозным. Из сочинений, принадлежащих к первой группе, выдаются: "Ueber die Methode der Aristotelischen Forschung" (1872); "Geschichte und Kritik der Grundbegriffe der Gegenwart (Лпц., 1878) и "Geschichte der philosophischen Terminologie " (ib., 1879). В двух последних сочинениях Э. пошел по пути, намеченному Тейхмюллером, т. е. от исследования связи философских систем и теорий обратился к выяснению возникновения и развития понятий. Весьма ценный опыт философского словаря Э. получил более подробную обработку в труде Эйслера "W orterbuch der philosophischen Begriffe und Ausdru cke" (Б., 1899). Между историко-философскими работами Э. замечательны еще: "Ueber Bilder und Gleichnisse in d. Philosophie" (Лпц., 1880), "Die Philosophie des Thomas von Aquino und die Kultur der Neuzeit (Лпц., 1890) и в особенности "Die Lebensanschauungen der grossen Denker" (3 изд., Лпц., 1899). Ко второй группе сочинений Э., философской, относятся: "Prolegomena zur Forschung uber die Einheit des Geisteslebens im Bewusst sein und That der Menschheit" (Лпц., 1887); "Die Einheit des Geisteslebens im Bewusstsein und That der Menschheit" (1888) и "Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt" (1896). На образование философских воззрений Э. имели сильное влияние учения Фихте Старшего и Платона. Э. различает 3 сферы бытия: материальную, психическую и духовную. На почве первых двух сфер возникают неудовлетворительные системы натурализма и интеллектуализма; натурализм сводит все к механическим процессам, интеллектуализм ? к логическим. Ни одна из этих систем не может охватить всей действительности. Действительность представляет нам сферу сверхприродной жизни духа, которая в одинаковой мере противоположна как материальной, так и психической природе. Это понятие о сверхприродной духовной жизни является основным в миросозерцании Э. Он старается найти как объединяющее начало этой жизни, так и условия, делающие возможными появление "я". Наконец, к последней группе сочинений Э. относится "Der Wahrheitsgehalt der Religion" (Лпц., 1901), в котором он старается решить религиозную проблему. Решение это стоит в прямой зависимости от философских воззрений Э. Признав самостоятельную духовную жизнь, которая влияет на природу и со своей стороны испытывает воздействия от природы, Э. указывает на глубокое противоречие требований духовной жизни ? от которых человек не может отказаться, не отказавшись в то же время от своего бытия, ? с природной действительностью. Человек попадает в глубочайший конфликт, из которого собственными силами не может найти исхода. Исход возможен только в признании высшей силы, действующей и в природной, и в духовной сфере. Это признание ведет к созданию религии. См. "Archiv f u r Religionswissenschaft" (V т., 1902) и "Beilage zur Allgemeinen Zeitung" (1903, ¦ 30).
Э. Р.