Значение ТРУБЕЦКОЙ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Словаре Кольера

Что такое ТРУБЕЦКОЙ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1862-1905), русский философ, историк философии. Родился в с.Ахтырка Московской губернии 23 июля 1862. Происходил из старинного дворянского рода. В юности испытал влияние позитивизма (прежде всего Г.Спенсера), но уже очень скоро в центре его интересов оказывается немецкая классическая философия, сочинения славянофилов и Вл.С.Соловьева. С Соловьевым его на протяжении многих лет связывали дружеские отношения. В 1885 Трубецкой окончил историко-филологический факультет Московского университета (классическое отделение) и был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В 1890 защищает магистерскую диссертацию Метафизика в Древней Греции. После защиты отправляется в научную командировку в Германию, где знакомится, в частности, с Гарнаком и Дильсом. В 1890-е годы - доцент Московского университета, читает лекции по древней философии (Лекции по истории древней философии 1891-1892 гг., 1892). В 1900 защищает докторскую диссертацию Учение о Логосе в его истории и становится профессором университета. В 1900-1905 Трубецкой вместе с Л.М.Лопатиным редактирует журнал "Вопросы философии и психологии". Активно участвует в земском движении, выступает за осуществление гражданских реформ, за автономию университетов. В сентябре 1905 Трубецкой был избран ректором Московского университета. Умер Трубецкой 29 сентября 1905.

Путь религиозной метафизики был избран Трубецким в значительной степени под влиянием метафизики всеединства Соловьева. В своих фундаментальных историко-философских исследованиях (Метафизика в Древней Греции; Учение о Логосе) он обнаруживал в античной мифологии и философии метафизические основания, которые в дальнейшем, по его убеждению, сохранили свое значение в христианской мысли и последующей европейской философской традиции. В собственно философских сочинениях Трубецкого (О природе человеческого сознания, 1890; Основания идеализма, 1896 и др.) им развито учение о "соборной природе сознания". Критически оценивания тенденции индивидуализма и субъективизма в философии, он столь же критически относился и к попыткам отрицания либо принижения личностного начала: "сознание человека не может быть объяснено ни как личное эмпирическое отправление, ни как продукт универсального, родового бессознательного начала". Любой шаг на пути познания предполагает выход за пределы собственной индивидуальности ("нет сознания абсолютно субъективного"). Стремление к общезначимости и всеобщности лежит в самой природе человеческого сознания. Это касается как теоретической, так и практической (моральной) сфер: мы "держим внутри себя собор со всеми". В то же время, признавая изначальный универсализм сознания, Трубецкой полагал, что трансцендентализм в объяснении подобной универсальности совершенно устраняет индивидуально-личностное своеобразие. Избежать этого позволяет метафизическая "гипотеза" о соборности сознания: "сознание не может быть ни безличным, ни единоличным, оно более, чем лично, оно - соборно". Соборность личности становится возможной благодаря существованию "вселенского сознания" и "вселенской сознающей организации, которая осуществляется в природе и заключает в себе общую норму отдельных сознаний и их производящее начало". Трубецкой признавал "одушевленность мира" и то, что субъектом такой универсальной одушевленности является "космической существо или мир в своей психической основе - то, что Платон назвал Мировой Душой". В теории познания Трубецкого систематическая критика отвлеченных концепций сущего дополнялась решением положительной задачи: обоснованием возможности "конкретного" метафизического познания реальности в ее целостности, всеединстве и, тем самым, в своем отношении к Абсолюту. "Чем реальнее, конкретнее познаем мы другое во всем отличии его от Абсолютного, во всем его самоутверждении, во всей индивидуальности его элементов, тем конкретнее будет наше представление об Абсолютном, которое его обосновывает". В метафизике Трубецкого, как и в целом в русской метафизике всеединства, проблема всеединства - это прежде всего вопрос об онтологической связи (единстве) Абсолюта и мира, Творца и твари, Бога и человека.

Кольер. Словарь Кольера.