(Smuts, Jan Christian) (1870-1950), премьер-министр Южно-Африканского Союза (позднее Южно-Африканской Республики), философ, военачальник. Родился в африканерской семье 24 мая 1870 около Рибек-Уэста в Капской колонии. После блестящей научной карьеры в Южной Африке и Кембриджском университете занимался адвокатской практикой в Кейптауне. Увлекся имперскими идеями Сесила Родса, премьер-министра Капской колонии. Он разочаровался в Родсе, когда тот способствовал рейду Джеймсона в 1895 с целью насильно присоединить к Британской империи Южно-Африканскую Республику (Трансвааль) с ее запасами золота. Впоследствии Смэтс поселился в Трансваале и в 1898 стал прокурором республики.
В течение 1899 он вел переговоры с Великобританией относительно политических прав уитлендеров, и когда год спустя разразилась война, целиком посвятил себя борьбе за независимость. После того как британские войска захватили Преторию, Смэтс отвел отряды буров в Капскую колонию, но в мае 1902 понял, что дальнейшее сопротивление превосходящим британским силам бессмысленно. На переговорах в Феринихинге он рекомендовал бурским руководителям принять предложенные Великобританией условия мира.
Когда в 1905 к власти в Великобритании пришла Либеральная партия, Смэтс отправился в Лондон и убедил правительство ввести в Трансваале режим самоуправления и установить избирательную систему, которая бы давала преимущество африканерам. Британская уступчивость произвела на Смэтса глубокое впечатление, и впоследствии он проводил политику сотрудничества с Великобританией и Британской Южной Африкой. Такую же линию проводил и Луис Бота, главнокомандующий войсками буров во время войны, которому подчинялся Смэтс. В 1907 Бота стал премьер-министром Трансвааля, а в 1910 -Южно-Африканского Союза. В первую очередь благодаря усилиям Бота и Смэтса и был создан союз четырех британских южноафриканских колоний.
Во время Первой мировой войны Смэтс помог Боте подавить мятеж африканеров и завоевать Германскую Юго-Западную Африку; он командовал британскими силами в Восточной Африке и стал видным членом военного правительства, которым руководил Д.Ллойд Джордж. Смэтс точно предсказал, по какому пути пойдет эволюция Британского содружества и Лиги наций.
Когда в 1919 Бота умер, Смэтс сменил его на посту премьер-министра. Потерпев поражение от лидера Националистической партии Дж.Герцога в 1924, Смэтс посвятил себя занятиям философией. Он вернулся к государственной деятельности во время экономической депрессии 1930-х годов. Две основные партии объединились под руководством премьер-министра Герцога и его заместителя Смэтса. Они успешно сотрудничали, но разошлись накануне Второй мировой войны в вопросе об участии в ней Южной Африки. Смэтс одержал победу в парламенте и сформировал правительство, которое объявило войну Германии в сентябре 1939.
В 1948 партия Смэтса проиграла всеобщие выборы Националистической партии во главе с Д.Маланом, который выступил против интернационализма и нейтральной позиции премьер-министра в отношении расовой проблемы. Умер Смэтс в своем доме близ Претории 11 сентября 1950.
Философия. Смэтс был создателем философии "холизма" (от греч. holos - целое), согласно которой главным фактором эволюции является стремление к созиданию целостностей. Он полагал, что даже в неорганической материи ясно прослеживается тенденция к формированию структур или целостностей; ее можно проследить в строении атома и свойствах химических соединений. Эта тенденция еще более очевидна в живой клетке, поведение которой нельзя объяснить законами механики, поскольку клетка является наглядным примером подчинения чрезвычайно сложной системы частей интересам целого. С появлением разума контроль, осуществляемый этой целостностью, обретает сознание, и развитие начинает происходить гораздо более быстрыми темпами. Венцом эволюции является личность, в которой мы сразу получаем как широчайшее разнообразие частей, физических и духовных, так и наиболее ярко выраженную индивидуальность. "Холизм, - писал Смэтс, - не только созидателен, но и самосозидателен, и его конечные структуры гораздо более целостны, чем его первоначальные структуры". Смэтс полагал, что его концепция исправляет теорию Дарвина, который, с его точки зрения, переоценивал значение принципа выживания сильнейших и мало внимания уделял позитивным источникам эволюции. Он был убежден, что его концепция окончательно опровергла механистическую теорию в биологии, а в понятии единой личности человечество получило надежное основание для этики. Смэтс изложил свою философию в книге Холизм и эволюция (Holism and Evolution, 1926).