Значение СЕНТ-БЁВ, ШАРЛЬ ОГЮСТЕН в Словаре Кольера

СЕНТ-БЁВ, ШАРЛЬ ОГЮСТЕН

(Sainte-Beuve, Charles Augustin) (1804-1869), французский литературный критик, романист и поэт. Родился 23 декабря 1804 в Булонь-сюр-Мер. Завершив среднее образование в Париже, поступил в медицинское училище, однако курса так и не закончил. Хвалебная статья об Одах и балладах В.Гюго сблизила Сент-Бёва с вождем романтиков; их тесная дружба и литературное сотрудничество продолжались до 1834. В это время имя Сент-Бёва неотделимо от романтического движения. В работе Исторический и критический обзор французской поэзии и театра XVI в. (Tableau de la posie et du thtre franais au XVIe sicle, 1828), одном из первых научных исследований этого периода, Сент-Бёв объявил П.Ронсара и других поэтов Плеяды провозвестниками романтизма. Вместе с тем, вдохновляемый Гюго, Сент-Бёв хотел прославиться и собственно литературным творчеством, опубликовав несколько сборников посредственных и скучных стихотворений, а также роман Сладострастие (Volupt, 1834), в котором изобразил историю своей несчастной любви к супруге Гюго.

В 1837 Сент-Бёв был приглашен читать лекции в Лозанне (Швейцария), где начал свою монументальную Историю Пор-Рояля (Histoire de Port-Royal, 1840-1860) - наиболее авторитетный труд по янсенизму. В 1844 он был избран во Французскую Академию. Получив кафедру литературы в Льежском университете (Бельгия), он прочел курс лекций о Шатобриане. В эти годы Сент-Бёв упрочил свой авторитет критика. Его статьи с анализом творчества писателей - современных и прошедших веков или посвященные наиболее значительным исследованиям о них, публиковались в книгах Литературно-критические портреты (Critiques et portraits littraires, 1832-1836), Литературные портреты (Portraits littraires, 1862-1864) и Современные портреты (Portraits contemporains, 1869-1871). Самые знаменитые литературно-критические статьи Сент-Бёва вошли в сборники Беседы по понедельникам (Causeries du lundi, 1849-1861) и Новые понедельники (Nouveaux Lundis, 1861-1866).

Сент-Бёв был основателем современной литературной критики, которая на основе углубленного исторического подхода превратилась из искусства в науку, с собственным сводом правил и требований. Для Сент-Бёва литературное произведение неотделимо от своего творца, поэтому метод его основан на скрупулезном изучении биографии автора - в том числе генеалогии, ближайшего семейного окружения, вероисповедания, образования, внешнего обличья, любовных связей, финансового положения и слабостей характера. Сент-Бёв обнаружил черты сходства у писателей разных, порою весьма далеко отстоящих эпох. Развитию метода способствовали редкостные личные качества Сент-Бёва: исключительное чувство ответственности в установлении дат, имен и названий, безграничная любознательность, мудрость и проницательность. Умер Сент-Бёв в Париже 13 октября 1869.

Кольер. Словарь Кольера.