В начале 1947 двое юношей-пастухов из племени таамире пасли коз в пустынной местности, называемой Вади-Кумран (Западный берег Иордана), на северо-западном берегу Мертвого моря в 20 км к востоку от Иерусалима. Их внимание привлекло отверстие в скале. Проникнув через него в пещеру, они и, к своему удивлению, обнаружили там восемь больших глиняных сосудов. В одном из них оказалось несколько свитков, сшитых из кусков пергамента и завернутых в куски льняной ткани. Пергамент был исписан параллельными столбцами текста на языке, отличном от арабского. Много недель пробыла находка у юношей, пока они не добрались до Вифлеема, где предложили свитки торговцу-сирийцу, который послал их к сирийскому митрополиту Иешуа Самуилу Афанасию в монастырь св. Марка в Иерусалиме. Митрополит понял, что это древнееврейские рукописи, и купил 4 из них и ряд фрагментов, оставив остальные у торговца. Но все, кому настоятель показывал свои приобретения, в один голос утверждали, что рукописи не могут быть древними. Такое предубеждение объяснялось тем, что, за исключением т.н. папируса Нэша, содержащего лишь молитвы "шема" и десять заповедей на древнееврейском языке и датированного временем с 2 в. до н.э. по 1 в. н.э., библейские тексты на еврейском языке были известны лишь по сравнительно поздним рукописям, не ранее 9 в.
Только в конце 1947 профессор Е.Сукеник, археолог из Еврейского университета в Иерусалиме, сумел приобрести 3 оставшиеся рукописи у торговца из Вифлеема. Первым осознав их древнее происхождение и значение, Сукеник датировал манускрипты 2-1 вв. до н.э. Проведенное впоследствии радиоуглеродное исследование льняной ткани, в которую были завернуты свитки, в целом подтвердило эту датировку, указав на период между 167 до н.э. и 237 н.э. В 1948 митрополит отправил несколько свитков в Американскую школу восточных исследований в Иерусалиме, где также признали их значение. В начале 1949 года митрополит покинул раздираемый войной Иерусалим и отплыл в США, взяв с собой свитки книги Исайи, Устав общины, комментарии на Хабаккука (Аввакума), апокалипсис Ламеха и большие фрагменты книги Даниила. В 1954 их через посредников приобрел Иерусалимский университет. Документы, изначально попавшие в руки Сукеника, включают фрагмент книги Исайи, свиток Война сынов света против сынов тьмы и Благодарственные гимны.
После завершения арабо-израильской войны на западном берегу Мертвого моря начались систематические поиски, принесшие замечательные результаты. В 1949 пещеру, где были найдены первые свитки, исследовали Д.Хардинг, директор Иорданской службы древностей, и отец Р.де Во, директор Школы библейской истории и археологии в Иерусалиме. Они нашли большое количество пергаментных фрагментов и остатки керамики, в основном греческого происхождения. С 1951 по 1955 они организовали четыре археологические экспедиции в район, находящийся в нескольких километрах к югу от первой пещеры, и еще южнее - в Вади-Мураббаат. Было исследовано более 200 пещер, и во многих обнаружились следы пребывания здесь людей. Находки относились ко времени в пределах от бронзового века до римской эпохи, причем поздний период точно датировался находками большого числа монет. В 500 м к востоку от Кумранских пещер, на месте, называемом Хирбет-Кумран, исследователи обнаружили остатки каменного здания, по-видимому монастыря, с большим числом залов, где было множество цистерн и бассейнов, мельница, кладовая для глиняной посуды с гончарной печью и зернохранилища. В одном из внутренних помещений были обнаружены похожие на столы сооружения из гипса с низкими скамьями и чернильницы из керамики и бронзы; в некоторых из них сохранились остатки чернил. Вероятно, это был скрипторий, т.е. помещение для писания, где и были созданы многие из найденных текстов. К востоку от здания располагалось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил.
Примечательно, что ни в одной из раскопанных могил не обнаружено вещей. Найдено огромное количество черепков, а в пещерах - множество библейских, апокрифических и литургических рукописей на древнееврейском и арамейском языках (десятки тысяч фрагментов, входивших в более чем 600 книг). Раскопки уже подходили к концу, когда были найдены два уникальных медных свитка с выгравированным на них древнееврейским текстом. Медь окислилась до такой степени, что развернуть свитки оказалось чрезвычайно трудно (потом их пришлось распилить). Первоначальное предположение, что они содержали списки сокровищ, в частности золота и серебра, спрятанных, вероятно, от римлян, с указанием местонахождения клада, стало подтверждаться после прочтения текстов, но до сих пор единого мнения относительно их содержания нет.
Рассматривая в совокупности все имеющиеся сведения, прежде всего найденные монеты, ученые стремятся восстановить историю общины, которой принадлежали свитки Мертвого моря. По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние монеты относятся к периоду его правления (135-104 до н.э.). Обнаруженная серия монет охватывает весь период правления Хасмонеев вплоть до 37 до н.э., после чего наступает перерыв до 4 до н.э., когда здание, вероятно, оставалось нежилым. Скорее всего это объясняется землетрясением, которое, согласно Иосифу Флавию, произошло в 31 до н.э.; следы повреждений заметны и на самом сооружении. Другая серия монет охватывает период с 4 до н.э. по 68 н.э. О причине ее внезапного прекращения говорят исторические источники. В 68 н.э. Веспасиан подавил 1-е Иудейское восстание. Иосиф Флавий сообщает, что в тот год Веспасиан со своим Десятым легионом выступил к Иерихону и Мертвому морю. Здание, возможно, было взято штурмом, так как все помещения усеяны железными наконечниками стрел, а слои пепла свидетельствуют о пожаре. И действительно, на одной монете имеется надпись Legio X Fretensis, которая говорит о присутствии воинов Десятого легиона. Однако обитатели, скорее всего, получили предупреждение о приближении римлян и укрыли библиотеку в окрестных пещерах.
Руины оставались незаселенными с 68 по 132 н.э., после чего монеты появляются вновь. Это период 2-го Иудейского восстания под руководством Бар-Кохбы (132-135 н.э.) На то, что развалины использовались в течение этого времени, указывает одна из самых замечательных рукописей - письмо, написанное самим Бар-Кохбой, "князем Израиля". Повстанцы потерпели поражение, и здание было окончательно покинуто.
Значение найденных свитков и их фрагментов огромно. Если полный свиток книги Исайи обнаруживает незначительные разночтения с принятым текстом Библии, то ее фрагменты почти полностью ему соответствуют и, таким образом, подтверждают достоверность поздних иудейских текстов. Однако еще важнее рукописи небиблейского содержания, отражающие малоизвестный прежде аспект иудейского мышления той эпохи. Они рассказывают о живших и похороненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета. Их духовным лидером был Учитель праведности, или Избранник; распорядок жизни общины зафиксирован в ее Уставе. Изложенные в нем идеи аналогичны тем, что приписывались еврейской секте ессеев (ессенов), которые, по утверждению Плиния, жили на западном берегу Мертвого моря, там, где находится Кумран. В Храмовом свитке, обнаруженном в 1967, содержатся детальные предписания относительно построения большого храма и затрагиваются такие темы, как ритуальная нечистота и очищение. Текст нередко дается как высказываемый от первого лица самим Богом.
Плиний, Филон и Иосиф описали в 1 в. характерные обычаи секты ессеев, которые основали братство равных и сообща владели имуществом. Ессеи отвергали богатство и наслаждения и проповедовали смирение и самообладание. В некоторых группах было принято безбрачие. Управляли ессеями священники, ведавшие имуществом группы. В этой связи заслуживает внимания тот факт, что за пределами центрального здания в Кумране не найдено ни одной монеты, а в могилах большого кумранского кладбища совершенно отсутствовали какие-либо заупокойные приношения. Большое значение придавалось ритуальным омовениям, члены общины носили белые одежды. Ессеи принимали участие в коллективных трапезах, представлявших собой религиозное действо, начинавшееся с благословления пищи.
Члены кумранской общины называли себя не ессеями, а сынами Цадока (в русской Библии Садок), т.е. "саддукеями". Возможно, этим их статусом издавна инакомыслящего саддукейского течения объясняется особое почитание священства и ненависть к официальной партии саддукеев, которая, по их мнению, осквернила храм и сам институт священства. С другой стороны, члены кумранской общины стояли на позициях, враждебных и популистской партии фарисеев, строго следуя букве Закона при его интерпретации (так, они не позволили бы прийти на выручку животному, которое упало в яму в субботний день). Особую важность для них имел свой собственный религиозный календарь, который они считали единственно верным. Они утверждали, что использование как фарисеями, так и саддукеями неверного календаря явилось серьезной, даже решающей причиной несчастий иудейского народа.
Саддукеи не верили в бессмертие души, тогда как ессеи считали, что души сынов света останутся жить, дабы насладиться "вечным блаженством", в то время как души сынов тьмы будут испытывать вечные муки. Кроме того, они предсказывали пришествие Мессии, ведущего, однако, свое происхождение не от Давида (как ожидали фарисеи), а от Аарона (т.е., как и Цадок, левита из высшей жреческой касты). Этот Мессия станет военным предводителем - в свитке Устава Войны в мельчайших подробностях описывается организация мессианского войска, которому предстоит в конце концов, после 40-летней священной войны, разгромить армию сынов тьмы.
Некоторые комментаторы говорят о существовании исторической преемственности между учением ессеев и идеями раннего христианства. Кроме идейного сходства, подчеркивается определенное хронологическое и географическое совпадение двух групп. Таким образом, становление христианской церкви связывается с возрождением Кумранского монастыря между 4 до н.э. и 68 н.э. Более того, эти ученые указывают, что, когда Иоанну Крестителю открылось Слово Бога, он удалился в Иудейскую пустыню близ устья реки Иордан. Там он и крестил Иисуса - в месте, удаленном от Кумрана менее чем на 16 км.
Однако противники такого толкования полагают, что определенные ключевые ритуалы лежат в основе многих религий, параллели между ессеями и христианами не слишком существенны, а вера в мессию из рода Цадока, а не Давида несовместима с христианским учением.
Вместе с тем исследование всей совокупности свитков и фрагментов из района Мертвого моря еще далеко до завершения, и ни одна из интерпретаций не может считаться окончательной.