Значение МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов , митрополитов и патриархов , оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, "церковь камена на Москве на площади", было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иоанном Калитой , на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной.

Собор был освящен 14 августа 1327 года накануне праздника Успения Богородицы . Митрополит Петр скончался, не дождавшись завершения строительства, и был похоронен с северной стороны храма близ жертвенника.

В конце XV в. великий князь Иван III , объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти .

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 г.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец - Успенский собор во Владимире , - древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится "как един камень".

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников "величеством и высотою, и светлостью и пространством".

Стенопись

Впервые Успенский собор был расписан в 1513 - 1515 гг. В 1642 - 1643 гг. эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. В двух следующих ярусах помещены Житие Богоматери и иллюстрации посвященного ей торжественного гимна – Акафиста. В нижнем ряду написаны изображения семи Вселенских соборов. На западной стене помещена огромная композиция "Страшный суд". На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

В конце XIX - начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV - XVI вв., тогда же связанных исследователями с творчеством крупнейшего художника этого времени Дионисия - изображения преподобных на алтарной преграде, композиции "Семь спящих отроков Эфесских", "Сорок севастийских мучеников", "Поклонение волхвов" и другие.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 г. по инициативе патриарха Никона . В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий - ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин , напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Иконы

Собрание икон XII – XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя "Богоматерь Одигитрия" и "Святой Георгий", "Спас Ярое око", "Троица", два списка "Богоматери Владимирской", храмовый образ "Успение", "Предста царица", "Апостолы Петр и Павел", "Митрополит Петр в житии" и многие другие.

Усыпальница

С 1326 г., когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр , собор служил усыпальницей русских митрополитов, а с конца XVI в. по 1700 г. – русских патриархов. Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI в. над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX в. надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями. Мощи московских чудотворцев Петра , Ионы , Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 г. для первого русского царя Иоанна Грозного . Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано "Сказание о князьях владимирских", повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

http://www.kremlin.museum.ru

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.