Значение ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера

Что такое ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

(1840-1868), русский литературный критик, публицист. Родился 2 октября 1840 в с.Знаменское Орловской губернии в дворянской семье. В 1861 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1861-1866 - сотрудник журнала "Русское слово". Оппозиционность статей Писарева вызвала резкую реакцию властей, и молодой журналист более четырех лет провел в Петропавловской крепости (1862-1866). Жизнь Писарева оборвалась очень рано, 4 июля 1868: он утонул, купаясь в море в Дубулты, близ Риги.

Достаточно традиционен взгляд на Писарева как на ключевую фигуру в истории российского нигилизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии даже сближает Писарева с Ф.Ницше. Юному Писареву не был чужд эстетизм, но это увлечение оказалось кратковременным и он стал еще более радикальным, чем Чернышевский, критиком идеи "чистого искусства". "Чистое искусство есть чужеядное растение, которое постоянно питается соками человеческой роскоши", - писал он в статье Разрушение эстетики. Отрицал Писарев, однако, не только эстетизм как тип мировоззрения, но и в значительной степени ценность художественного творчества и культуру в целом. Левый радикализм молодого критика действительно нередко носил откровенно нигилистический характер. Так, считая, что в русской литературе не было и нет "замечательных поэтов", он объявил поэтическое творчество В.А.Жуковского и А.С.Пушкина "пародией" на подлинную поэзию. Такие эстетические оценки неудивительны, если учесть, что Писарев был поклонником вульгарных материалистов К.Фохта и Я.Молешотта и непримиримым борцом с "узколобым мистицизмом" (в частности Платона). Испытал он, как практически все российские "шестидесятники", и влияние позитивизма. Писарев характеризовал О.Конта как "одного из величайших мыслителей нашего века" и посвятил его историческим воззрениям большую статью. В ранней юности он был религиозен, с увлечением читал гоголевские Выбранные места из переписки с друзьями. Впоследствии критик выступал против любых форм религиозных исканий на российской почве, полагая, что "ни одна философия в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный здоровый и свежий материализм".

Писарев воспринял характерную для российской революционной идеологии концепцию "критически мыслящих личностей", призванных просвещать народные массы и готовить их к революции. Материалист и нигилист, он презирал моральный идеализм, называя стремление к идеалу "стремлением к призраку". В то же время, совершенно в духе учения Чернышевского о "разумном эгоизме", он заявлял, что "расчетливый эгоизм совпадает с результатами самого сознательного человеколюбия".

Кольер. Словарь Кольера.