Значение МУСУЛЬМАНЕ: ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ в Словаре Кольера

МУСУЛЬМАНЕ: ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ

К статье МУСУЛЬМАНЕ

Абу Бакр (правил в 632-634) и войны с вероотступниками. Первый кризис в мусульманской общине разразился в 632 после смерти Мухаммеда. Несмотря на несколько браков, у него не было наследников по мужской линии, и он не назначил преемника. Никто не знал, что в точности следует делать в этих условиях. По мнению одних, каждая отдельно взятая группа должна была теперь выбрать себе вождя и дальше идти собственным путем. Другие полагали, что преемником Мухаммеда должен стать один из его родственников по мужской линии. Такими родственниками были в числе прочих его дядя Аббас, глава клана хашимитов, к которому принадлежал Мухаммед, и его двоюродный брат и зять пророка Али Ибн Аби Талиб, являвшийся также отцом внуков пророка. После бурных препирательств в ночь смерти Мухаммеда было решено провозгласить его преемником (халифом) во всем, кроме пророческих функций, его тестя, одного из первых обращенных в ислам мекканцев и близкого сподвижника, Абу Бакра (ум. 634).

Это решение было воспринято как закон только жителями Мекки и Медины, кочевники же наотрез отказались подчиниться ему и платить Мекке налоги, а несколько племен нашли себе других "пророков", которые пытались подражать Мухаммеду. Их заставили повиноваться с помощью ряда вооруженных набегов, получивших название "войн с вероотступниками". В этих кампаниях войска мусульман получили опыт ведения организованных боевых действий, из их рядов выдвинулись талантливые военачальники, в их числе Халид Ибн аль-Валид. Однако большинство арабских племен после покорения были настроены недружелюбно и с трудом шли на сотрудничество с халифом.

Начало арабских завоеваний. Религиозных и патриархальных правителей Медины серьезно занимала проблема вовлечения племен в общие дела мусульманской общины и сбора с них налогов. Старый способ ослабления межплеменной напряженности - межплеменные войны - теперь исключался, а Аравия была перенаселенным регионом со скудными природными ресурсами.

В ту эпоху крупные державы Востока были ослаблены. Сасанидская империя в Персии находилась в состоянии анархии, вызванной длительными войнами с Византией, серьезно подорваны были и позиции самой Византийской империи. Кроме того, большинство христианского населения Сирии и Египта приняло монофизистские понятия, осужденные на Халкидонском соборе как ересь (451), и не находило общего языка с Византией и Восточной православной церковью. Дорога перед арабской экспансией в эти регионы была открыта, как в военно-политическом, так и в духовном плане.

Набеги на обжитые земли Ирака и раньше осуществлялись племенами, которые не были подвластны Мекке и Медине; сам Мухаммед посылал несколько военных экспедиций против христианских арабских племен на территории сирийских провинций Византии.

Мотивы вторжений после смерти Мухаммеда поначалу были чисто религиозными. С их помощью надеялись сцементировать общину и укрепить все еще слабую верность кочевников новой религии. По всему полуострову эти набеги прославлялись как священная война (джихад), а погибших в ней считали мучениками.

Арабские завоевания влекли за собой массовое переселение в обжитые земли. Походы оказались на редкость успешными, и арабы относили это на счет божьей помощи.

Завоевание Ирака Халидом Ибн аль-Валидом, который к тому времени успел отличиться в войнах с вероотступниками, началось в конце 633. Вскоре была взята Хира, столица старинного арабского вассального княжества Лахмидов, входившего в империю Сасанидов. В том же году отряды арабской конницы двинулись в Южную Сирию. К 636, через четыре года после смерти пророка, арабы выиграли решающую битву на р.Ярмук, победив войска византийского императора Ираклия. Понимая, что у них не хватит сил, чтобы удержать сирийские провинции, византийцы отошли на территорию Малой Азии.

Теперь арабы могли бросить все силы на Ирак. Персидская столица Ктесифон, расположенная на р.Тигр, была захвачена в июне 637, и завоеватели взяли фантастическую по своим объемам добычу. Персидский двор вместе с армией бежали в глубь территории Ирана, куда в последующие годы была направлена арабская экспансия. В 641 арабская армия овладела Египтом, богатейшей провинцией Византийской империи. По приказу своих епископов египетское население, исповедовавшее монофизитство, не оказывало сопротивления и в ряде районов даже поднялось против византийцев.

Завоевав Египет, мусульмане получили крупный морской порт и верфи в Александрии, а также важный источник доходов и зерна. Теперь был открыт путь для экспансии на запад в Северную Африку и на юг в Верхний Египет и христианское царство Нубию.

Кольер. Словарь Кольера.