благомочие (врожденная, интуитивная способность, нравственный инстинкт) - термин китайской философии, главным образом конфуцианства, выражающий идею априорного стремления к добру исконно благой человеческой природы. Впервые встречается у Мэн Кэ (Мэн-цзы) в сочетании с парным термином "лян чжи" ("благосмыслие"): "То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что знает (чжи) без рассуждения (люй), это его благосмыслие" (Мэн-цзы, VII А, 15).
В рамках выдвинутой Мэн Кэ концепции исконно благой человеческой природы термин "лян нэн" обозначал ее исходные поведенческие импульсы вроде стремления ребенка к матери. Однако здесь не было проведено различие между чисто человеческой формой поведения и животным инстинктом, "врожденной способностью" (бэнь нэн), что явствует из стандартного определения "лян" в комментарии Чжу Си как "врожденной доброты" (бэнь жань чжи шань).
Впоследствии неоконфуцианцы взялись за выявление духовной сущности лян нэн. Стоявший у истоков этого движения Чжан Цзай утверждал, что "дух (шэнь) и трансформация - это небесное благомочие" (Чжэн мэн, гл. 4), которое вместе с благосмыслием пронизывает и одухотворяет "мутную материю" чувственных образов (там же, гл. 17).
Эта тенденция идентифицировать лян нэн с высшими морально-психическими и духовно-интеллектуальными функциями, связанная с возможностью понимать данный термин в смысле "высшая благодатная способность", свое максимальное развитие получила в учении Ван Янмина, синтезировавшего лян нэн с лян чжи в концепции "доведения благосмыслия до конца" (чжи лян чжи).
В современном языке "лян нэн" обозначает инстинкт.