Значение КОРЕЯ: ИСТОРИЯ - В. ДИНАСТИЯ КОРЁ в Словаре Кольера

КОРЕЯ: ИСТОРИЯ - В. ДИНАСТИЯ КОРЁ

(918-1392)

К статье КОРЕЯ: ИСТОРИЯ

Победа Корё не означала полного разрыва с наследием государства Силла. Значительная часть правящей элиты сохранила свои позиции. Система административного управления и правила назначения на официальные должности претерпели лишь незначительные изменения. Рабство осталось важной чертой социально-экономического строя. Буддизм удержал статус государственной религии и стал весомой политической силой.

В отличие от Силла, Корё находилось во враждебном окружении. Вековой конфликт с государством киданей Ляо сменился чередой вооруженных конфликтов с чжурчжэнами. Созданная этими кочевыми племенами империя Цзинь пришла на смену власти киданей в северном Китае и в Маньчжурии. Войска и династии Ляо, и династии Цзинь захватывали столицу Корё город Сондо (ныне Кэсон), однако затем покидали ее, удовлетворившись присягой на верность и данью. Однако после появления монголов в 1232 столицу Корё пришлось перенести на о.Канхвадо. Раздраженные этим монголы неоднократно разоряли сельские районы на Корейском полуострове. Монгольские конники не смогли овладеть о.Канхвадо, но все же в 1258 правители Корё были вынуждены просить мира.

В течение 100 лет Корея оставалась вассалом обширной монгольской династии Юань. Заложники из королевских семей привозились в Пекин, где их женили на местных принцессах. В самой Корее монгольские чиновники надзирали за административным аппаратом, собирая большие суммы на имперские нужды и облагая население дополнительными поборами.

Из-за вторжений извне и зависимого статуса страны корейское общество переживало глубокий кризис. Экономика пришла в крайний упадок. Высший слой в столице погряз в интригах и расхищении государственных средств. Почти 90 лет (1170-1258) на политической сцене Корё главенствовали кланы могущественных военачальников, что превратило монархов в номинальные фигуры.

В 13 в. воззрения неоконфуцианцев из империи Юань достигли Корё. Последний период в истории державы Корё отличают упор на систему служебных экзаменов, укрепление института полицейского надзора и появление отряда толкователей неоконфуцианского учения. Тогда в Корё были созданы два ценнейших произведения: Самгук саги (Исторические записи трех государств) Ким Бусика (12 в.) и Самгук юса (Дополнение к истории трех государств) монаха Ирёна (13 в.). Эти труды поныне остаются главным источником знаний об истории Кореи.

При дворе Корё дважды увидел свет полный свод буддийских священных книг Трипитака. Поныне в Южной Корее в храме Хэинса хранятся 81 137 деревянных блоков-ксилографов, с помощью которых печатались эти буддийские тексты.

В прикладном искусстве период Корё выделяется прежде всего изготовлением светлозеленых фарфоровых изделий - селадона. Вдохновляясь совершенными китайскими образцами империи Сун, местные мастера сумели создать настоящие шедевры.

Государство Корё не надолго пережило империю Юань. Корейский военачальник Ли Сонге, получивший королевский приказ двинуться на помощь Пекину, против которого поднялась возникшая в Китае династия Мин (1368-1644), повернул армию с берегов р.Амноккан и установил контроль над своей страной. Пользовавшийся широкой популярностью за победы над японскими пиратами (вэгу), Ли Сонге сначала провел реформу системы землевладения и уже затем позволил своим сторонникам возвести себя на трон. В 1392 в Корее воцарилась династия Ли, а государство получило название Чосон.

Кольер. Словарь Кольера.