Значение ИРАН: ИСТОРИЯ - Г. ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ в Словаре Кольера

Что такое ИРАН: ИСТОРИЯ - Г. ГОСУДАРСТВО САСАНИДОВ

К статье ИРАН: ИСТОРИЯ

Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса, что подтверждается иранскими именами, которые носили местные правители. Парса не избежала усиления феодальной раздробленности при Аршакидах, когда ею управляли различные мелкие князья. В одном из княжеств, Стахре (Истахре) правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией.

При Сасанидах Иран испытал подъем городской жизни и централизацию государственной власти. Тогда же появилась официальная религия - зороастризм, а также система управления (которая была впоследствии скопирована арабами, в частности династией Аббасидов), и произошли возрождение и кодификация древнеиранских традиций. При Сасанидах в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество. В эпоху Сасанидов процветали и другие религии и социальные движения, такие как манихейство и маздакизм. Проповедь маздакизмом равенства и общности имущества была, не исключено, реакцией на жесткую классовую систему, существовавшую при Сасанидах.

Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. "с бессмертной душой"; годы правления 531-579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Уже после принятия ислама термин "хосрой" стал использоваться аналогично понятию "цезарь", в качестве синонима титула правителя. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским "царем-философом".

К сожалению, преемники не дотягивали до его уровня, что относится, в частности, к правившему в течение 37 лет Хосрову II Парвизу (590-628). Непрерывные войны с Римом, обогащение с помощью общественных работ, пренебрежение к людским нуждам, отчужденность от военачальников и иранской знати посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам в 641. Со смертью Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился первый этап истории Ирана.

Кольер. Словарь Кольера.