Значение ИРАН: ИСТОРИЯ - Д. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА в Словаре Кольера

Что такое ИРАН: ИСТОРИЯ - Д. ПРИНЯТИЕ ИСЛАМА

К статье ИРАН: ИСТОРИЯ

Ко времени вторжения в страну арабов разочарование иранской властью и государственной религией было почти всеобщим. Почва для восприятия Ираном новой веры была подготовлена в предыдущие столетия, чему способствовало проникновение христианства. Полагают, что к нему испытывал симпатии еще Хосров II, чья любимая жена Ширин, а также жена Мария, дочь Византийского императора, исповедовали христианство.

Очаги сопротивления чужеземному господству еще в течение столетия сохранялись на севере и западе Ирана. Это весьма сказалось на эволюции ислама в Иране, особенно применительно к мистическим сектам, воспринимавшимся ортодоксальными мусульманами как ереси. Таковыми считались, например, отдельные ветви шиизма и основанные на нем синкретические учения алавитов и друзов. Существенным было также то обстоятельство, что иранцы составляли мощную прослойку среди тех, кто создавал исламскую науку, искусство, философию и даже арабскую грамматику.

Таким образом, сложилась новая ирано-исламская общность, которая на протяжении последующих столетий распространилась от Центральной Азии до Индии и Османской империи.

Местные династии и персидское возрождение. По мере расширения Арабского халифата контроль центра (Дамаска при Омейядах и Багдада при Аббасидах) над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий в Иране. Первая такая династия - Тахиридов - правила в Хорасане между 820 и 873. Ее сменили Саффариды, которые во второй половине 9 в. господствовали на территории Хорасана, Герата и южного Ирана. В конце 9 в. трон захватили Саманиды, причислявшие себя к потомкам парфянского военачальника Бахрама Чубина. Эта династия удерживала престол более полувека, распространив свою власть от восточных окраин Иранского нагорья почти до хребта Загрос. При Наср ибн Ахмеде в государстве с центром в Бухаре творили такие известные фигуры, как Абу Али ибн Сина, великий философ, известный на Западе как Авиценна, а также Рудаки и Дакики, основоположники современной персидской литературы.

Все эти династии приходили к власти одним и тем же путем: их основатели были вассалами или наместниками, захватывавшими престол в результате вооруженного мятежа против своих сюзеренов. Позднее на территории Ирана сосуществовали еще два правящих рода. Из Зийеридов, контролировавших во второй половине 10 в. побережье Каспийского моря, наиболее известен Кабус, автор книги "Кабус-наме" - собрания нравоучительных притч. Его надгробный памятник, 49-метровая колонна из кирпича, возведенный в 1007, до сих пор возвышается на побережье Каспийского моря. В центральном Иране в 10 в. правили монархи династии Буидов. Один из них захватил Багдад, хотя продолжал признавать духовную власть халифа Аббасидов. Буиды, которые были шиитами, первыми ввели обычай отмечать трауром в память третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, убитого халифом Язидом I из династии Омейядов в 680 н.э.

Кольер. Словарь Кольера.