(араб. "усердие") обычно толкуют как борьбу против безбожников и врагов мусульманского государства и общины. Как сугубо исламское явление джихад в ранней исламской истории был непосредственно связан с необходимостью вооруженной борьбы за новую веру. Вместе с тем достаточно рано возникла концепция двух джихадов, малого ("джихада меча") и большого ("джихада сердца"), отдающая предпочтение ненасильственному толкованию понятия "джихад" и основывающаяся на некоторых хадисах.
Во время войны власти всегда обращались за поддержкой к религии, но религиозные мотивы все же имели второстепенное значение. В период упадка Османской империи в 19 и начале 20 вв. организованный джихад был нежелателен по политическим соображениям. В 1914 государство в последний раз использовало джихад как собственно религиозное явление. Османская Турция, выступая в союзе с немусульманскими странами, официально призвала верующих воевать против Антанты. Единственными мусульманскими правителями, откликнувшимися на этот призыв, были глава суфийского братства сануситов в Ливии и имам Йемена. Некоторые течения в исламе, например, движение ваххабитов в Саудовской Аравии, все еще сохраняют в своих программах положение о священной войне, однако большинство богословов либо вообще отвергают эту идею, либо понимают джихад в ненасильственном смысле.