К статье ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ
В период, когда Грецией владели турки-османы, здесь происходили значительные изменения в составе населения, поскольку власти, руководствуясь экономическими и политическими соображениями, осуществляли широкие переселения. Кроме того, многие греки бежали за границу, чтобы не оставаться под властью турок и не подвергнуться насильственному переселению. Значительное число греков эмигрировало из таких областей, как Эпир и Пелопоннес, в Италию, на Ионические острова, принадлежавшие в то время Венеции, а многие анатолийские греки переселились в Грузию и другие районы Кавказа.
Турки селились в городах и на плодородных равнинах Фракии, Македонии и Фессалии, где становились землевладельцами и чиновниками. Османская администрация создала всеохватную военно-ленную систему. Земельные лены или иные источники дохода (самые мелкие из них назывались тимарами, средние - зеаметами, крупнейшие - хассами) жаловались в наследственное пользование и могли быть отобраны в случае неисполнения тимариотом (так именовался держатель тимара) принятых на себя обязательств, чаше всего касавшихся личного участия в войнах и поставки конников. На районы, где жили греки, была также распространена система набора янычар (т.н. "налог кровью"). Янычарский корпус - это регулярная пехота турецкой армии, набиравшаяся в основном из молодых обращенных в ислам христиан - попавших в плен, выкупленных у работорговцев или набранных в качестве рекрутов из детей христианских жителей внутренних районов в европейской части империи.
В соответствии с османской административно-территориальной системой, народы империи делились на общины (миллеты) по религиозному принципу. Существовали миллеты мусульман, православных христиан, иудеев и армян. В соответствии с мусульманской традицией соединения религиозной и светской власти, глава каждого миллета отвечал перед турецкой администрацией за все стороны жизни своей общины. Миллет православных христиан, охватывавший почти всех греков империи, возглавлял Константинопольский патриарх. Он был приравнен в правах к министру султанского правительства, и его кандидатуру утверждал султан, который мог сместить его с этой должности. В последние десятилетия 15 в. на пост патриарха обычно назначали того, кто больше заплатит. Поэтому епископам, добивавшимся этого назначения, обычно приходилось обращаться к армянским, греческим и еврейским ростовщикам и купцам, чтобы быть в состоянии поднести дары влиятельным чиновникам, от которых зависело назначение. Поэтому патриархи не задерживались на своем посту, и, например, в период с 1623 по 1700 сменилось около 50 патриархов.
Некоторые греки на островах и в столице постепенно скопили большие богатства и заняли важные посты в администрации Османской империи, особенно в дипломатических и экономических ведомствах, где высоко ценились их опыт и знание языков. Поскольку греки селились в квартале Константинополя, называемом Фанар (маяк), их прозвали фанариотами. Помимо немногочисленных отпрысков византийской знати, в фанариотскую общину входили богатые купцы и откупщики (последние получали права на сбор налогов в определенном районе, уплачивая в султанскую казну крупную сумму денег). Фанариоты, предоставлявшие средства патриархам, взяли под свой контроль светские и финансовые дела церкви; кроме того, в их руках находились внешние сношения Османской империи и внутренняя торговля страны. Некоторыми провинциями, например Валахией и Молдовой в 18 в. управляли наместники-фанариоты.
Благодаря знанию иностранных языков и контактам с Западной Европой фанариоты испытывали сильное влияние со стороны европейского Просвещения. Но, близкие Западу духовно, своим привилегированным экономическим и политическим положением они были обязаны Османской империи. Разочаровавшись в османах, фанариоты начали склоняться к тому, чтобы связать свои надежды с одной из крупных европейских держав, прежде всего с Россией, Австрией, Францией или Англией.
Вплоть до середины 16 в. восстания против турецкого господства носили в основном локальный характер, их поддерживали и вдохновляли преимущественно круги эмигрантской интеллигенции, епископы, руководители греческого ополчения, находившиеся на жалованье у различных иностранных государств (особенно итальянских), главы родов и греческие сельские и окружные чиновники. Впрочем, следует отметить, что у значительной греческой прослойки не было претензий к султанскому правительству, поскольку оно предоставляло им экономические преимущества, а также общинное и провинциальное самоуправление. Зажиточные землевладельцы-христиане назначались сборщиками налогов, христиан набирали в состав ополчения.
Когда лица из привилегированных слоев населения становились во главе восставших, турки просто передавали привилегии более лояльным группам. Таким образом, мятежников наказывали, а институт привилегий сохранялся. Поэтому бедные и угнетенные греки были склонны рассматривать фанариотов и власть имущих как "крещеных турок".
В конце 16 в. и в первой половине 17 в., до упрочения положения фанариотов, несколько епископов обессмертили свои имена как предводители повстанцев. Более того, чтобы противостоять пропаганде католической Контрреформации, начавшейся вслед за распространением протестантизма в Западной Европе, православные иерархи разрешили перевод Нового Завета на новогреческий язык, и патриарх Кирилл Лукарь (впоследствии обвиненный в кальвинизме и казненный турецкими властями), занимавший свой пост в 1620-1638 (с перерывами), установил связи с английскими и голландскими протестантами.
К концу 17 в. возросло мусульманское религиозное давление на греков, особенно на тех, что обитали на Крите, в Эпире и Малой Азии, и многие из них были вынуждены принять ислам.
Потерпев поражения в войнах с Австрией в 1699 и 1718, турки разрешили свободный вывоз сырья из Османской империи в Европу и ввоз готовых европейских изделий в балканские страны и на Ближний Восток. Османские землевладельцы приветствовали эти решения, обеспечившие их продукции рынок сбыта. Однако в конечном итоге все эти изменения лишь усугубили кризис.
Открытие новых рынков стимулировало расширение товарного земледелия, особенно в районах, пригодных для производства зерновых, оливкового масла, хлопка, шелка и табака. Рассчитывая на увеличение доходов, многие помещики и военные отбирали пашни, пастбища и леса у их законных хозяев. Они заставляли крестьян отдавать им часть урожая, провозглашали себя управляющими имуществом или сособственниками, обзаводились множеством челяди, которая должна была отстаивать имущество и статьи доходов, на которые претендовал хозяин, или захватывать у соседей и соперников скот, рабочую силу и земли. Так формировалась система наследственного помещичьего землевладения (чифтлик).
Как прежние, так и новые помещики стремились поощрять торговлю, и обитателям горных деревень было позволено перевозить товары из Фессалии, Эпира и Македонии в Центральную Европу. Расширялись и морские торговые связи Европы с Эгейским регионом, жители некоторых небольших островов, преимущественно православные албанцы, строили суда и занимались перевозкой товаров. Развитию судостроения в Средиземноморском регионе способствовали многие факторы, в том числе вытеснение отсюда французских кораблей и купцов во время Семилетней войны (1756-1763), военных действий в период Американской революции, Французской революции и наполеоновских войн, непрерывно длившихся до 1815. Имела значение и проявленная Россией готовность разрешать грекам и албанцам плавать на своих судах под российским флагом. Греки и православные албанцы сконцентрировали в своих руках немалую часть средиземноморской торговли.
Развитие товарного земледелия и международной торговли наряду с организацией небольших частных армий вело к массовому распространению разбойников, особенно в периоды войн и кризисов. Разбойники (или клефты, как их называли в Греции) были здесь и раньше, но теперь они действовали в новой обстановке, когда крестьяне были закрепощены, а на сцене появилось не имевшее особых привилегий, однако растущее количественно и процветавшее в финансовом смысле купечество, осваивавшее европейские рынки.