Значение ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - Б. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ в Словаре Кольера

Что такое ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ - Б. СТАНОВЛЕНИЕ АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

К статье ГРЕЦИЯ: ИСТОРИЯ

Последующий период (1000-499 до н.э.) ознаменовался образованием греческих городов-государств (полисов) и тем, что греки осознали себя как единую по происхождению культурно-языковую общность, противостоящую остальному миру. Греки, называвшие себя эллинами, считали своими предками легендарного Эллина и его сыновей Эола, Дора и Ксуфа, а также внука Иона (сына Ксуфа). Эпические произведения Гомера, возникшие примерно в середине этого периода, свидетельствуют о долгом развитии поэтического творчества и о том, что основа греческой мифологии и религии имеет гораздо более древние корни: многие мифы восходят еще к крито-микенской цивилизации.

Сколько можно судить, вначале ранними греческими городами-государствами правили цари. С ростом и укреплением землевладельческой знати на смену монархиям пришли аристократии. Аристократы стремились удержать власть в своих руках и не спешили предоставлять политическое права другим классам, в частности буржуазии, богатство которой стало быстро возрастать с началом чеканки греками собственной монеты (ок. 640-620 до н.э.). Приблизительно тогда же социальная и политическая напряженность привела к свержению во многих городах-государствах аристократии и к приходу к власти тиранов. Исключением явился дорийский город-государство Спарта, оставшийся под управлением аристократии. Многие тираны проявили себя как мудрые и способные правители: они поощряли литературу и искусство, украшали города общественными зданиями и способствовали развитию торговли и ремесел. Термин "тиран" часто указывал лишь на то, что данный правитель овладел властью незаконно, однако некоторые из этих лиц оказались тиранами в современном смысле слова. К 500 до н.э. в большинстве греческих городов-государств власть тиранов была упразднена, во многих из них утвердилась демократия, осуществлявшаяся в форме высшего суверенитета народного собрания всех свободных и полноправных граждан.

Период с 750 до 500 до н.э. явился великой эпохой образования колоний. Основание колонии, т.е. поселения выходцев из того или иного греческого города, происходило по разным, порой достаточно сложным причинам: перенаселенность, стремление торговать с чужими землями, неудовлетворенность политической ситуацией на родине, страсть к приключениям. Самой первой колонией в Италии был город Кумы, основанный выходцами из городов Халкида, Эретрия и Кима на Эвбее. Халкидяне активно участвовали в основании таких греческих городов на Сицилии, как Наксос (самый древний), Занкла (впоследствии переименован в Мессану) и Леонтины. Дорийский город-государство Коринф основал на Сицилии Сиракузы, спартанцы - Тарент в южной Италии, а жители Мегар - одноименный город на Сицилии. Новые города, в свою очередь, также выводили колонии, например сицилийские Мегары - Селинунт в западной Сицилии, а Занкла - Гимеру на северном побережье острова.

Хотя основной областью греческой колонизации были Сицилия и южная Италия (которую называли даже Великой Грецией), греческие города возникали на Средиземном и Черном морях повсеместно, от Испании до Колхиды (совр. Грузии), а Массилия (совр. Марсель) стала центром распространения греческой культуры в южной Франции и сама основала много колоний на побережье. Греческой экспансии в Африке противодействовали Египет и Карфаген, но после установления торговых отношений между греками и Египтом в 7 в. до н.э. выходцы из Милета, Самоса и Эгины возвели на западном рукаве дельты Нила греческий город Навкратис. Вскоре после этого переселенцы с острова Фера основали на африканском побережье к западу от Египта Кирену. Возникли также колонии во Фракии, по берегам Пропонтиды (совр. Мраморное море) и Черного моря; их основывали в первую очередь выходцы с островов Эгейского моря. Колония Византий (на месте современного Стамбула) была основана выходцами из Мегар.

При том что каждый новый город сохранял со своей метрополией, т.е. "материнским городом", духовные, а чаще всего и деловые связи, он, как правило, становился совершенно независимым. Вероятно, редким исключением являлись колонии, основанные Коринфом в северо-западной Греции (Эпидамн, Аполлония, Амбракия и др.), которые оставались политически зависимыми от метрополии. Многие колонии (яркий пример - Сиракузы) намного превзошли метрополии по богатству и влиянию.

Вереница колоний, тянувшаяся от западного Средиземноморья до восточных берегов Черного моря, внушала грекам, несмотря на различие в диалектах и нравах, ощущение общности. Греческая религия также была мощным объединяющим фактором для греческих городов-государств. Важными религиозными центрами являлись храм Зевса в Додоне и храм Аполлона на Делосе, но величайшей религиозной святыней был храм Аполлона в Дельфах. Некоторые религиозные праздники стали общеэллинскими, главными среди них были посвящены Зевсу в Олимпии и Немее, Посейдону на Коринфском перешейке и Аполлону в Дельфах. Они именовались Олимпийскими, Немейскими, Коринфскими и Пифийскими играми. Какие бы военные конфликты ни имели место между греческими городами, на время игр провозглашался священный мир. Игры не только способствовали единению греков, но и стимулировали развитие искусства и литературы: поэты сочиняли в честь победителей оды, а скульпторы ваяли из мрамора фигуры атлетов. Летоисчисление греки вели по Олимпиадам (которые устраивались раз в 4 года), отсчитывая время от первых игр (традиционная дата - 776 до н.э.).

7 и 6 вв. до н.э. были периодом развития культуры и пробуждения мысли. В материковой Греции и греческих городах Малой Азии расцвела поэзия. Всеобщее восхищение поэмами Гомера вдохновило других певцов на сочинение гекзаметром эпических произведений. В то же время широко распространилась лирическая поэзия, для которой были разработаны многочисленные стихотворные метры. Из поэтов наибольшую известность приобрели творивший в жанре элегии Тиртей, прославившийся язвительными ямбическими стихами (но писавший также и элегическим размером) Архилох и жившие на острове Лесбос лирики Алкей и Сафо. Первым крупным афинским поэтом был государственный деятель Солон, который высказывал в стихах свои взгляды по вопросам политики и нравственности. Греки - первый европейский народ, обратившийся к науке и философии. Серьезные греческие мыслители, не удовлетворенные традиционной религиозной трактовкой природных явлений, пытались выявить законы природы. Первыми философами были Фалес из Милета, Анаксимандр, Пифагор и Ксенофан. Два последних покинули родину, уехали в южную Италию и основали там свои школы.

В 6 в. до н.э. важнейшими городами-государствами Греции были эолийский город Фивы, дорийские города Спарта, Аргос и процветающий торговый и ремесленный центр Коринф, ионийский город Афины. Соперничество между соседними городами-государствами и их зависть друг к другу часто вели к вооруженным столкновениям.

Кольер. Словарь Кольера.