Значение ГВАТЕМАЛА - Г. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ в Словаре Кольера

ГВАТЕМАЛА - Г. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

К статье ГВАТЕМАЛА

В 1997 доходы Гватемалы от экспорта составили 3,2 млрд. долл., а расходы на импорт - 4,2 млрд. долл. Основные поступления идут от экспорта сельскохозяйственной продукции и от туризма. Основной статьей экспорта является кофе, за ним следуют сахар, хлопок, бананы, кардамон и нефть. Экспортируются также некоторые промышленные товары, в том числе резиновые изделия, металлы, продукция швейной и текстильной промышленности. Основную часть импорта (более 90%) составляют промышленные товары, остальное приходится на продукты питания. Ведущим торговым партнером Гватемалы являются США, на долю которых приходится ок. 30% стоимости экспортируемых из Гватемалы товаров и ок. 44% импорта. Гватемала ведет также торговлю со странами ЦАОР (обычно с положительным торговым балансом), с Западной Европой, Мексикой, Венесуэлой (откуда экспортируется нефть) и Японией.

Валюта и финансы. Национальная денежная единица Гватемалы - кецаль. Высокую инфляцию удалось снизить к концу 1990-х годов примерно до 10% в год. Государству принадлежат Центральный банк Гватемалы и Банк развития; остальные банки находятся в частной собственности.

Культура. Взаимопроникновение культурных влияний майя, Испании и других культур Европы и Северной Америки породило богатую и разнообразную культуру Гватемалы. Сплав культурного наследия разных цивилизаций находит отражение во всем - в современной живописи, скульптуре, музыке, танцах и литературе. Ремесленники Гватемалы продолжают использовать в своих изделиях древние индейские мотивы, рисунки, сочетания цветов.

Развалины религиозных центров майя, таких, как Сакулеу, Тикаль, Уашактун и Пьедрас-Неграс, привлекают внимание археологов всего мира. Обширная коллекция предметов материальной культуры и искусства древних индейцев собрана в Национальном музее археологии и этнографии в г.Гватемала.

Литература. В эпоху, предшествовавшую испанскому завоеванию, майя обладали богатой письменной литературой, которая была уничтожена испанцами почти полностью, за исключением немногих манускриптов. Насколько можно судить по сохранившимся иероглифическим надписям, частью еще не полностью дешифрованным, у майя была сложная мифология. Подобно христианской Библии, священная книга майя Пополь-Вух, записанная на языке киче латиницей (ок. 1554-58), рассказывает о возникновении мира, о происхождении добра и зла, излагает основные принципы морали. Многие мифы и легенды из Пополь-Вух органично входят в современную художественную литературу Гватемалы.

На языке киче созданы также Анналы какгикелей (запись 17 в.) и драма-балет Рабиналь-Аги (запись 19 в.). Из произведений гватемальской литературы, созданных в 18 в., наиболее известна поэма иезуита Рафаэля Ландивара (1731-1793) Мексиканская сельская жизнь (1781), написанная на латыни. Из писателей 19 в. наиболее известен поэт-романтик Хосе Батрес Монтуфар (1809-1844), автор сборника Гватемальские традиции. Популярен автор исторических романов и очерков Хосе Милья-и-Видаурре (1822-1882).

Эстетику испано-американского модернизма в национальной литературе развивали поэт и романист Максимо Сото Холл (1871-1944); эссеист, романист и автор коротких рассказов Энрике Гомес Каррильо (1873-1927); прозаик Рафаэль Аревало Мартинес (1884-1973); журналист и автор эссе Хосе Родригес Серна (1885-1952); поэт и прозаик Сесар Браньяс (1899-1976). К изображению индейского мира впервые обратился поэт и прозаик Флавио Эррера (1895-1968). В последние десятилетия 20 в. выдвинулось несколько поэтов-женщин, среди них Анхелина Акунья, Маргарита Каррера Молина, Ана Мария Родас и Кармен Матуте.

В 1967 Мигель Анхель Астуриас (1899-1974) первым из латиноамериканских писателей получил Нобелевскую премию по литературе. Его романы обличают жестокость коррумпированных диктаторских режимов и вмешательство американских компаний в дела латиноамериканских стран. В своих рассказах и романах Астуриас пропагандирует культурное наследие индейцев и часто использует индейские мифы и легенды. Крупными современными писателями являются также Артуро Ариас и Франсиско Гольдман.

Ригоберта Менчу была удостоена Нобелевской премии мира 1992. В книге Меня зовут Ригоберта Менчу (1983) яркими красками изображены страдания народа майя-киче. Это произведение стало символом возрождения литературы народа майя и вызвало многочисленные подражания.

Архитектура и живопись. В доколумбову эпоху майя возводили пирамиды и большие каменные дворцы, которые они покрывали лепными украшениями и резьбой, мозаикой и росписью, изображающей королей, церемонии и мифологических персонажей.

Испанцы принесли в Гватемалу архитектурные стили, распространенные в их собственной стране. В 17-18 вв. преобладал стиль барокко. Чтобы избежать последствий разрушительных землетрясений, от которых страдала Гватемала, колониальные архитекторы предпочитали строить широкие приземистые здания с низкими аркадами. К этому времени относится кафедральный собор в городе Гватемала и несколько церквей в колониальной столице страны - Антигуа.

В колониальную эпоху было принято помещать живописные или скульптурные произведения на религиозные сюжеты в специальных украшенных нишах не только в церквях, но и в домах. В Колониальном музее Антигуа собрано множество таких картин, скульптур и деревянных фигур, а также искусных изделий из металла или кожи, некогда украшавших дома испанцев.

В начале 20 в. искусство Гватемалы испытывало заметное влияние мексиканской монументальной живописи, в которой были сильны мотивы индейского фольклора. Наибольшей известностью среди художников пользуются Карлос Мерида (1891-1984), Альфредо Гальвес Суарес (1899-1946), Умберто Гаравито (р. 1897), Валентин Абаскаль, Маноло Гальярдо, Мигель Анхель Себальос Мильян. Обращают на себя внимание скульптурные произведения Роберто Гойри.

Музыка и танцы. У индейцев майя главный (солирующий) певец занимал видное положение в обществе. Музыка майя, исполнявшаяся на флейтах, барабанах и тамбуринах, представляла собой в основном религиозные гимны и военные песни. Многие инструменты доколумбовой эры до сих пор в ходу в Гватемале, например караколь - большая витая раковина, в которую трубят как в рог; шуль, небольшая продольная флейта; цихолах, небольшой индейский духовой инструмент, напоминающий флейту-пикколо; окарина, духовой инструмент из глины; кларнет чиримия; наконец, маримба -деревянный ксилофон, распространенный во всех странах Карибского бассейна.

В колониальную эпоху для исполнения церковной музыки из Европы специально выписывали хормейстеров и органистов. Испанцы принесли народные рождественские песни вильянсико и другие распространенные музыкальные жанры, а также европейские инструменты - гитару, скрипку, арфу и старинный смычковый инструмент ребек.

Симфоническую музыку первым в Гватемале стал писать композитор Э.Самайоа. В 1932 был создан оркестр, позднее преобразованный в Филармонический оркестр Гватемалы, а в 1943 был образован хоровой коллектив "Коро Гватемала", исполнявший классическую европейскую хоровую музыку и народные мелодии. Национальная оперная труппа, созданная в 1948, дает оперные спектакли с участием Гватемальского хора и приглашенных зарубежных артистов. Собственный симфонический оркестр и военный духовой оркестр имеет Национальная консерватория.

Балет Гватемалы был создан в 1948, одновременно с Национальной школой танца. Труппа исполняет как классические балеты, так и вариации на темы народных гватемальских сказаний. В 1964 была создана балетная труппа современного и народного танца.

Образование. В первые двадцать лет испанского владычества в Гватемале испанское духовенство создало здесь начальные и средние школы, где обучались только мальчики из аристократических семей. В 1776 был основан Гватемальский университет Сан-Карлос, где в число изучаемых предметов был включен один из основных индейских языков - какчикель. Однако несмотря на столь раннее начало просвещения, Гватемала отличается одним из наиболее низких показателей грамотности в Латинской Америке: по данным 1995, неграмотным было ок. 44,4% взрослого населения, причем для мужчин этот показатель составлял 37,5%, а для женщин - 51,7%. Расходы на образование в 1995 составили всего 1,2% бюджета Гватемалы. Образование является бесплатным и обязательным для детей в возрасте от 7 до 14 лет, однако в 1998 только 41% детей посещали начальную и среднюю школу.

В Гватемале функционируют 5 крупных университетов и многочисленные более мелкие высшие учебные заведения, а также Школа музыкального и драматического искусства и Академия изящных искусств. Высшее образование получает от 5 до 10% населения. Предоставляется также возможность получить профессиональное и техническое образование.

Печать. Самыми влиятельными газетами являются умеренно прогрессивная "Сигло XXI" и консервативная "Пренса либре", а также центристская "Графико" и вечерняя ежедневная газета "Ора". Кроме того, правительство издает бюллетень "Дьарьо де Сентроамерика", где публикуются законы, декреты, указы и другие правительственные документы.

См. также:

ГВАТЕМАЛА: ИСТОРИЯ

Кольер. Словарь Кольера.