Ван Чжунъянь, Вэньчжун-цзы (584-617), философ и политический мыслитель, крупнейший представитель "правоверного" конфуцианства в период от Ян Сюна (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) до Хань Юя (8-9 вв.). Родился в 584 в Лунмэне, области Цзянчжоу (совр. уезд Хэцзинь провинции Шаньси). Ван Тун сыграл важную роль в сохранении конфуцианской традиции в условиях идейного доминирования буддизма, развив теорию сущностного единства "трех учений" (сань цзяо) - конфуцианства, буддизма, даосизма и став самым ранним провозвестником идеологии неоконфуцианства. После того как император Вэнь-ди династии Суй (581-618) отверг представленный Ван Туном социально-политический проект достижения "Великого равновесия" (Тай пин), Ван Тун вел частную жизнь, среди его учеников были крупные государственные деятели периода правления династии Тан (618-907). Этот посмертный практический успех учения Ван Туна обусловил его большую популярность у представителей политико-утилитаристского направления в неоконфуцианстве. Ван Тун первым ввел в употребление термин "цзин цзи" - "каноническое управление и упорядочение", в традиционном лексиконе обозначающий общую систему организации общества и государства ("мира и народа"), а в современном лексиконе - экономику. В подражание канонической конфуцианской летописи Чунь цю создал Канон начала (Юань цзин), охватывающий исторические события 290-589, но дошедший до нас текст, очевидно, является подделкой 11 в. Главное и единственно сохранившееся философское сочинение Ван Туна - Чжун шо (Срединные изъяснения, или Изъяснения срединности) - написано в диалогическом жанре "записей бесед" (юй лу) в подражание Лунь юю (Суждениям и беседам) Конфуция (6-5 вв. до н.э.). Это произведение, состоящее из 10 цзюаней ("свитков") и записанное сыновьями Ван Туна - Ван Фуцзяо и Ван Фуши, известно также под названием Вэньчжун-цзы (Мудрец Культурной срединности) - по посмертному имени автора.
Значение ВАН ТУН в Словаре Кольера
Что такое ВАН ТУН
Кольер. Словарь Кольера. 2012