Значение ТАНЬ СЫ-ТУН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТАНЬ СЫ-ТУН

Сы-тун (10.3.1865, Пекин, - 27.9.1898, там же), руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в конце 19 в. (см. 'Сто дней реформ' ) , поэт и философ. Родился в семье видного сановника. В 1896 поступил на службу в канцелярию императорского наместника в Нанкине, в 1897 переведён в Хунань, где развернул энергичную реформаторскую деятельность: организовал школу 'Ши у сюэтан' ('Современные задачи') и возглавил Наньсюэхой (Южную научную ассоциацию) - клуб реформаторов. По представлению Кан Ю-вэя летом 1898 был принят императором Гуансюем и стал одним из ближайших сотрудников последнего в деле подготовки и издания указов о реформах. Готовил насильственное устранение реакционной придворной группировки во главе с Цыси . После дворцового переворота 21 сентября 1898 был арестован и казнён.

В ранних стихах воспел романтику военных походов ('В западных краях', 1884; 'Хребет Циньлин', 1888), создал динамичные картины родной природы ('Гора Кунтун', 1889). Обращаясь к фольклору, слагал сказочные баллады: 'Призрак' (1885), 'Три верных супружеских пары' (1888), 'Целомудренная' (1893), 'Чудесный камень'. Т. С.-т. высмеивал начётчиков ('Стихи, сложенные к картине Цзян Бяо -Конфуций сочиняет книгу|'), разоблачал феодальную эксплуатацию ('Песенка об опийном маке и мешке из-под риса', 1888; 'Песенка о том, как везли провиант по горам Лю-паньшань', 1888). Обогатил содержание и форму национальной поэзии, подготовил изменение традиционных размеров. Основной философской работе Т. С.-т. 'Учение о гуманности' (1896-98) свойственны материалистические тенденции, неприятие деспотизма.

Соч.: Тань Сы-тун цюаньцзи, Пекин, 1954.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан-Ю-вэй, М., 1959; Семанов В., Тань Сы-тун, в кн.: Восточный альманах, в. 1, М., 1957.

В. И. Семанов, С. Л. Тихвинский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.